Кто придумал автомобильный катализатор и как это работает
В далеком 1956 году американский химик-технолог Юджин Гудри подал патент на технологию очистки продуктов горения в выхлопных газах. При помощи нового изобретения отработанный газ в автомобильном выхлопе должен был становиться менее токсичным. Данная проблема возникла уже тогда, в середине минувшего века, от смога страдали жители мегаполисов, а токсичные выбросы отравляли и людей и окружающую среду.
Изначально в качестве катализатора выступали гранулы из глины покрытые оксидом алюминия с частицами платины, родия и палладия. Со временем гранулы были усовершенствованы и трансформированы в удлиненные полые капсулы, стенки которых покрыты напыление из металлов-платиноидов. Ценность преобразователя выхлопных газов состоит именно в этих драгметаллах, которые доступно использовать вторично. Потому так распространены скупки б/у катализаторов во всем мире.
Сам принцип работы автомобильного нейтрализатора остался неизменен – раскаленный выхлопной газ проходит через капсулы из керамики или металла, вступают в контакт с драгметаллами и при температуре от 300 °C преобразуются:
- углеводород – в водяной пар
- угарный газ в углекислоту
- оксиды азота – в азот.
Разработка Юджина Гудри стала первым шагом в мире технологий в защиту окружающей среды от токсичного воздействия отходов промышленности, в том числе автомобильной.
Отметим, что изобретенный американцем агрегат оказался на тот момент неэффективным, так как нейтрализовать большой объем свинца, входящий в бензин тех годов, не был способен. Только к концу ХХ века в США запретили использовать свинец, а первые аналоги современных автокатов появились в 1970-х годах.
Драгоценные металлы: как они работают
Так как в процессе катализа участвуют драгметаллы, при этом сохраняя свою ценность, продать катализатор дорого можно даже в нерабочем состоянии. По сути, платиноиды ускоряют реакцию дожига и окисления. В нынешних авто применяют трехкомпонентные каталитические преобразователи, сокращающие объем углеводорода, угарного газа и окиси азота.
- первая фаза очистки — восстановление, в процессе которого снижается количество оксидов азота
- вторая фаза – окисление, сокращающее уровень несгоревших токсинов
- третья фаза – контроль компьютера над потоком отработанных газов с применение данных кислородного датчика. Лямбда-зонд, установленный ближе к мотору, сообщает на ЭБУ об объеме кислород в выхлопе, где происходит корректировка воздушно-топливной смеси, попадающей в двигатель. Тикам образом оптимизируется работа силового агрегата, а в выхлопной системе достаточно кислорода для дожига оставшихся частиц.
На эффективность работы каталитического конвертера оказывают влияние множество факторов, например, применение бензина с высоким содержанием тетраэтилсвинца способно быстро вывести автокат из строя. В этом случае цена катализатора в скупке окажется небольшой, так как драгоценное напыление в нем будет практически уничтожено.
Но если преобразователь выхлопа разбился или оплавился, забился сажей или просто отработал свой ресурс всегда можно сдать катализатор в скупку от компании Katalizatoroff и частично компенсировать расходы на замену новым устройством.
У вас есть вопросы?
Оставьте комментарий и мы обязательно ответим