Современный автомобиль уже достаточно давно стал обыденным атрибутом человеческого общества. Армия железных помощников приближается к миллиардной отметке, что самым пагубным образом сказывается на общей экологической ситуации на Земле и состоянии ее атмосферы.
Все дело в том, что даже самый совершенный двигатель внутреннего сгорания, как и его собрат — дизельный мотор, в результате своей деятельности вырабатывают вредные выхлопы, содержащие отравляющие вещества. Именно они попадая в воздух, наполняют его токсичными элементами, сказывающимися на здоровье всего живого на Земле.
Для того чтобы свести к минимуму такое вредное воздействие в 70-х годах прошлого века был разработан специальный фильтрующий элемент. Агрегат получил название каталитический нейтрализатор автомобильных выхлопов или просто катализатора. Согласно экологическим требованиям катализатор устанавливается в выхлопную систему каждого современного транспортного средства еще на стадии сборки на заводе. Вкратце разберем конструкцию и принцип работы катализатора.
Конструкция и принцип работы фильтра
Конструктивно катализатор — это прочный металлический бочонок с двумя патрубками: входным и выходным. Устанавливается катализатор под днищем авто в выхлопную систему авто сразу за выходным коллектором. Через входной патрубок горячие отработанные газы попадают внутрь фильтра и, разложившись на безопасные компоненты, выводятся через выходной патрубок сначала в глушитель и далее уже в атмосферу.
Для контроля качества процесса очистки вредных выхлопов в патрубки устанавливаются два датчика — лябда-зонды. Данные передаются на ЭБУ — электронный блок управления автомобиля. В случае расхождения показателей с установленными нормами на приборной доске зажигается индикатор.
Внутренняя часть катализатора представлена специальным наполнителем, который еще называют монолитом. Изготавливается такой блок из керамики или металла, из-за чего все катализаторы подразделяются на два основных вида: керамические и металлические.
Если монолит разрезать, то обнаружиться его оригинальная структура похожая на мелкоячеистую матрицу, где сквозные ячейки похожи на соты. Такая их форма не случайна, так достигается максимальная площадь поверхности наполнителя, которая покрывается особым напылением — каталитическим слоем. В составе слоя содержатся ценные металлы платиновой группы: платина, палладий, иридий, родий. Также в последнее время используется золото.
Данные драгоценные металлы являются катализаторами, то есть ускорителями химической реакции разложения вредных компонентов. В этом и заключается основной принцип работы катализатора выхлопных газов.
Выход катализатора из строя
По мере эксплуатации ячейки катализатора подвергаются внешним воздействиям (ударам, попаданию на горячий внешний корпус холодной воды), приводящим к разрушению керамических ячеек монолита. Так же они могут засоряться остатками несгоревших углеводородов из-за заправки автомобиля некачественным топливом. Кроме того, из-за превышения предельной температуры отработанных газов (свыше 800°С) ячейки могут просто оплавиться.
Все это приводит к снижению пропускной способности фильтра, что немедленно сказывается на функционировании всей силовой установки. Мотор все чаще глохнет на холостых оборотах, тяговые возможности двигателя при наборе скорости падают, расход топлива и масла заметно возрастает. Значит пришло время осуществить вырез катализатора.
Перед тем, как обратиться к специализированным компаниям, занимающимся утилизацией отработанных катализаторов, нужно определиться с дальнейшими действиями. Есть два варианта. Первый — замена катализатора бу на новый фильтр. Второй — установка пламегасителя вместо катализатора.
В первом случае отработанная деталь удаляется полностью. Вырезать катализатор, цена которого зависит от целого ряда факторов, можно, если обратиться в нашу компанию. В зависимости от состояния забитого катализатора, количество ценных металлов в наполнителе, страны происхождения и текущих котировок на ценные металлы на Бирже будет сформирована объективная сумма денежного вознаграждения. Кроме того, авто возвращается в исходное состояние, выхлопная система, снабженная каталитическим фильтром, продолжает очищать выхлопы.
Во втором случае все иначе. Разберем подробнее, что такое пламегаситель.
Пламегаситель: конструкция и работа
Основная задача пламегасителя уже понятна из его названия. В данном случае компонент понижает температуру отработанных газов, также выступая в роли первостепенного резонатора. В зависимости от места установки пламегасителя последние различаются на коллекторные и отдельно стоящие.
В первом случае агрегат монтируется там же где и удаленный катализатор бу — сразу за выходным коллектором. А во втором случае — на приемной трубе или просто на прямой магистрали. Внешне форма пламегасителя — круглая либо овальная труба или турбинка.
В трубе, которая вставляется в защитный металлический корпус, проделаны специальные отверстия (перфорация). В промежутке между перфорированной трубой и кожухом прокладывается жаростойкая прокладка (базальтовая вата), поглощающая звуковые волны. Агрегат также снабжен входным и выходным патрубками, при этом торцевые концы пламегасителя заварены.
Для более эффективного функционирования пламегасителя важно, чтобы внешний защитный кожух был двухслойным с наполнителем. Отверстия же в трубе в современных боле совершенных пламегасителях выполняется в виде специальной воронки (диффузоры). Так достигается лучшее снижение скорости газовой струи и, как следствие, уровень шума существенно падает.
Кроме того, материал изготовления пламегасителя так же крайне важен. Высокая устойчивость к антигололедным реагентам — непременное условие, учитывая то, что пламегаситель монтируется под днищем авто. В различных пламегасителях применяется алюминизированная сталь или высоколегированная нержавейка. Безусловно, это сказывается на цене автодетали, но и срок службы такого пламегасителя очень продолжительный.
У вас есть вопросы?
Оставьте комментарий и мы обязательно ответим