Состояние земной атмосферы волнует человечество уже не первый десяток лет. Технический прогресс, безусловно, продвинул развитие человеческой цивилизации на много вперед, однако последствия такого технологичного и бурного развития стали также нарастать невероятной скоростью.
Одной из таких мировых проблем является пагубное воздействие на атмосферу и состояние воздуха автомобильных выхлопов, содержащих вредные компоненты. Учитывая, что армия транспортных средств на Земле приближается к невероятной отметке в 1 млрд. единиц, то даже с учетом неработающих единиц количество авто, ежедневно выезжающих на трассы и ежесекундно отравляющих воздушное пространство — громадно.
Забота об экологической ситуации, а также об условиях жизни потомков были разработаны специальные фильтрующие элементы, монтируемые в каждый современный автомобиль.
Такой фильтр получил название каталитический нейтрализатор автомобильных выхлопов или просто катализатор.
Конструкция катализатора
В конструкцию катализатора входят несколько компонентов, каждый из которых выполняет конкретную задачу. Познакомимся чуть подробнее с задачами катализатора в автомобиле.
Прежде всего, это внешний стальной корпус, который призван защищать внутренние компоненты от попадания камней и прочего, встречающегося на дороге во время движения. Монтируется данный корпус в выхлопную систему автомобиля сразу за выходным коллектором посредством двух патрубков (входной/выходной), к ним же подключаются два датчика (два лябда-зонда), предназначение которых мы выясним чуть позже.
Сразу под защитным кожухом размещается огнеупорный слой, учитывая то, что работает катализатор с горячими выхлопными газами.
Внутри каталитического преобразователя размещается основной компонент детали — наполнитель или монолит. Материал изготовления этой части катализатора определяет два основным типа фильтра: керамические и металлические.
Как понятно из названия материала, речь идет о керамике и металле.
В первом случае в качестве основы монолита используется огнеупорная керамика, из которой формируются очень мелкие сквозные ячейки, в разрезе похожие на соты из улья. Применение керамики существенно удешевляет катализатор, однако такой материал имеет и ряд определенных недостатков. О них мы поговорим в разделе об неисправностях каталитического нейтрализатора ниже.
Выбор в качестве материала наполнителя металла более практичный вариант, увеличивающий стойкость детали и увеличивающий срок эксплуатации. Из таких листов также особым образом создается матрица из очень мелких ячеек. Однако компенсацией за такие преимущества является более высокая цена.
И в случае использования керамики или стальных листов на поверхность монолита напыляется особый слой, содержащий ценные металлы: родий, палладий, платину или иридий. Слой называется каталитическим и является главным компонентом катализатора, участвующим в процессе взаимодействия фильтра и выхлопных газов.
Познакомившись с основными конструктивными особенностями катализатора, разберем чуть подробнее принцип его работы.
Принцип работы катализатора
Уже само название агрегата раскрывает суть его работы всем, кто хоть немного разбирается в химии или еще что-то помнит из школьного курса. Напомним, что катализаторами называют вещества, способные ускорять протекание тех или иных химических реакций, но сами в этих процессах не участвуют.
Такими веществами и выступают металлы, входящие в состав платиноиридиевого слоя, напыляемого на поверхность монолита (читай выше). Раскаленные отработанные газы, выходя из коллектора, полностью заполняют ячейки-соты монолита, соприкасаясь с указанным слоем.
Если температура газов находится в пределах 350-750°С, то начинается реакция разложения вредных компонентов автовыхлопов, происходит окисление частиц окиси углерода и углеводородов.
Упомянутые выше датчики контролируют процесс, замеряя состав токсинов на входе в катализатор (первый лямбда-зонд), и фиксируя состав выходящей из каталитического фильтра массы (второй датчик). Полученные данные передаются на электронный блок управления (ЭБУ) авто.
Неисправность катализаторов
Протекание химической реакции разложения и сам ход эксплуатация каталитического нейтрализатора ограничивает срок его службы, а учитывая агрессивную езду и прочие факторы, фильтр может выйти из строя гораздо раньше.
Автопроизводителями заявляется 120-150 тыс. км автопробега на протяжении которого катализатора способен исправно служить. Однако, в большинстве, случаев это теоретический идеальный показатель.
Качественное функционирование каталитического фильтра заканчивается, если наблюдается следующие признаки:
- тяга силовой установки и динамика набора скорости падают;
- во время движения под днищем раздаются посторонние звуки, переходящие в грохот;
- в салоне ощущается неприятный металлический запах;
- расход топлива и масла заметно вырос при сопоставимом движении;
- двигатель на холостых оборотах стал чаще глохнуть.
В таком случае следует как можно быстрее озаботиться процедурой удаления фильтрующего элемента из выхлопной системы авто. Если ничего не предпринять и оставить забитые катализаторы в машине, то работа всей силовой системы авто может нарушиться. Ремонт двигателя будет несопоставимо дороже замены отработанного ката на новый фильтр.
Сдать катализатор бу на утилизацию необходимо не каким-то посредникам и скупщикам, а в специализированную компанию, профессионально занимающейся таким видом деятельности. Например, в такую как наша. Имея все разрешения и лицензии, мы осуществляем прием любого количества неисправных катализаторов.
Купим катализаторы бу дорого, так как производим комплексный анализ состояния сдаваемых деталей. Наша оценка включает не только поиск изделия в каталоге по номенклатурному номеру, но и забор пробы каталитического слоя, после выемки монолита из внешнего корпуса и измельчения его на специализированном оборудовании.
Так же берется в расчет и страна происхождения автомобиля, так как в зарубежных катализаторах содержание ценных металлов значительно больше. Учитываются и текущие биржевые котировки на платину, палладий, родий и иридий.
Все это позволяет осуществить максимально объективную оценку и назвать клиенту сумму денежного вознаграждения за сданный катализатор бу. Мы заинтересованы во взаимном сотрудничестве, поэтому все делаем открыто прямо в присутствии заказчика.
У вас есть вопросы?
Оставьте комментарий и мы обязательно ответим