Автомобильный парк на всей нашей планете чрезвычайно улучшил жизнь человеческого общества, причем настолько, что представить себе существование без самых разных транспортных средств уже невозможно. Однако у каждой медали есть две стороны и у использования авто, оснащенных двигателями внутреннего сгорания или дизелем, есть недостатки.
Речь об автомобильных выхлопах, являющихся результатом работы обозначенных силовых установок. Именно из-за таких выбросов сильно страдает экология Земли, воздух насыщается отравляющими компонентами, что сказывается и на здоровье людей, придумавших и использующих повсеместно авто. Есть ли выход?
Безусловно, задача актуальная уже не первое десятилетие и решение искали в усовершенствовании двигателей. Однако каким бы совершенным двигатель не был, совсем избавиться от отравляющих выхлопов не удается, хотя экологические требования и ужесточаются ежегодно.
Дополнительным выходом из сложившейся ситуации стало изобретение специального фильтрующего устройства, которое получило название каталитический нейтрализатор. Данный агрегат является непременным спутником современных авто, более того, на целом ряде моделей катализаторов может быть сразу несколько штук.
В чем же заключается принцип работы катализатора выхлопных газов? Разберем этот аспект подробнее.
Конструкция и работа фильтра
Основная задача катализатора — максимальная очистка выхлопных газов от вредных компонентов продуктов сгорания топлива. Безусловно, непосредственно в движении авто фильтр участия не принимает, более того, ломаясь агрегат может пагубно влиять на работу мотора. Тем не менее его задача крайне важна для состояния атмосферы Земли.
Размещается катализатор между глушителем и двигателем, для того, чтобы перехватить выхлопные газы еще до того, как они попадут в атмосферу. При осмотре под днищем авто сразу за выходным коллектор у многих авто можно обнаружить утолщенный цилиндр или бочонок похожей формы. В большинстве случаев это и есть каталитический нейтрализатор.
Бочонок — это внешний корпус изделия, являющийся защитным кожухом для наполнителя, размещающегося внутри. Материал изготовления кожуха — сталь, прочность которой позволяет защитить фильтр от внешних воздействий во время движения.
Внутренний наполнитель (иначе называется монолит) — основной компонент катализатора с оригинальной конструкцией. Если разрезать такой наполнитель, то проявится матрица в виде очень мелких ячеек. Именно через ячейки, которые являются сквозными и проходят выхлопные газы, попадающие в катализатор.
Материал изготовления наполнителя или керамика или стальные листы. В случае использования огнеупорной керамики цена катализатора значительно меньше собрата со стальными листами. Керамические ячейки более мелкие, а стальные — более прочные. Однако и в том и в другом варианте главное заключается в напылении, которое наносится на поверхность таких ячеек.
Напыление называется каталитический слой и в своем составе содержит ценные металлы платиновой группы: платина, палладий, родий, иридий. Все указанные металлы обладают важным свойством — они способны ускорять протекания химической реакции доокисления. В результате такого процесса тяжелы и вредные компоненты продуктов сгорания расщепляются на безопасные.
Для эффективной работы катализатора необходимо два основных условия: температура выхлопов в интервале от 350 до 750°С и большая площадь поверхности монолита. Именно такие условия и созданы для катализатора. Мелкоячеистая структура наполнителя позволяет добиться максимальной совокупной площади поверхности монолита в ограниченном пространстве внешнего кожуха. А монтаж катализатора сразу за выходным коллектором гарантирует, что раскаленные отработанные газы не успеют остыть.
На входе и выходе из катализатора на соответствующих патрубках монтируются два лямбда-зонда, которые фиксируют качество очистки выхлопов, передавая данные в электронный блок управления (ЭБУ) авто.
Неисправности катализатора, симптомы
По мере эксплуатации авто катализатор приходит в негодность. Срок «жизни» фильтра определен изготовителя на дистанцию в 120-150 тыс. км. Однако на практике эффективное функционирование катализатора может закончиться гораздо раньше. Причин этому может быть несколько, как и целый ряд симптомов в поведении авто подскажут, что катализатор пора удалять из авто.
Прежде всего, срок службы зависит от материала изготовления монолита. Более дешевая керамика, хотя и гарантирует более низкую цену на такие катализаторы, но она хрупкая. Поэтому удар камнем во время движения по внешнему корпусу фильтра может расколоть монолит. Кроме того, если на раскаленный кожух попадет холодная вода, то это также может привести к частичному разрушению керамических ячеек из перепада температур.
В том случае, когда баки авто систематически заправлять некачественным топливом, то это приведет к тому, что остатки несгоревших углеводородов попросту забьют и закупорят ячейки монолита, препятствуя прохождению газов. Выхлопы частично будут возвращаться в камеры сгорания, что пагубно скажется на функционировании мотора.
Если же температура газов по разным причинам превысит 750°С, то керамика просто оплавится, что также приведет к закупорке (оплавлению) сот монолита.
Утилизация катализаторов
Если тяговые возможности двигателя заметно снижаются, набор скорости осуществляется все тяжелее, мотор начинает все чаще глохнуть на холостых оборотах, в салоне ощущается металлический запах, а на приборной панели появляется сигнал CHECK ENGINE — значит, катализатор пришел в негодность. Его пора утилизировать, предварительно удалив из выхлопной системы авто.
Самостоятельно делать такую процедуру не рекомендуется, как и выбрасывать отработанный катализатор на свалку. Учитывая наличие в составе наполнителя ценных металлов, многими компаниями осуществляется скупка автомобильных катализаторов.
Но каждый владелец авто должен понимать, что есть масса посредников, желающих нажиться на неосведомленности ряда водителей, особенно начинающих. Именно поэтому рекомендуем обращаться в легальные компании, например, такую, как наша.
Наша деятельность легальная и открытая, так что каждый желающий всегда сможет узнать, сколько стоит бу катализатор в лом. Цена за сданный катализатор бу формируется из целого ряда факторов, о которых лучше всего знать заранее.
Прежде всего, это общее состояние каталитического фильтра. И хотя мы принимаем забитые катализаторы в любом состоянии, важно насколько хорошо сохранился монолит. Ведь в нем содержаться ценные металлы и чем их больше, тем существеннее будет денежное вознаграждение.
Так же важно в какой стране произведен авто и каталитический фильтр. В зарубежных катализаторах содержание драгметаллов выше. Учитывается и текущие биржевые котировки на ценные металлы. Собрав воедино все данные, мы озвучиваем окончательный размер денежного вознаграждения.
Полученную сумму можно использовать как первоначальный взнос для покупки нового каталитического нейтрализатора или можно купить и установить пламегаситель вместо катализатора. Но в этом случае очистка выхлопных газов осуществляться не будет.
У вас есть вопросы?
Оставьте комментарий и мы обязательно ответим