Какой бы марки не было современный автомобиль, он в обязательном порядке еще на автосборочном конвейере оснащается каталитическим нейтрализатором. Не стал исключением и достаточно популярный автомобиль Hyundai Creta.
Этот небольшой кроссовер эксплуатируется автолюбителями уже более 7 лет. Обладая достаточно мощным двухлитровым двигателем в 149 л.с. Hyundai Creta пользуется определенной популярностью. Хотя модели автомобиля выпуска разных годов и имеют ряд отличий, катализатор Крета в них по своей конструкции мало чем отличается. Хотя по мере выхода автомобилей растет и качество этой автодетали. Разберем ее устройство более подробно.
Из чего состоит катализатор
Катализатор — это специальный фильтр, задача которого состоит в обезвреживании токсических элементов выхлопных газов. Не секрет, что именно из-за данных выбросов атмосфера Земли чрезвычайно загрязняется, особенно учитывая, что совокупный мировой автопарк приближается в миллиардной отметке.
Обезвреживание происходит с помощью ценных металлов платиновой группы (платина, палладий, родий или иридий). Уникальность указанных металлов заключается в их способности ускорять химические реакции. В случае с катализатором речь идет об ускорении реакции преобразования вредных компонентов автовыхлопов в воду, азот и углекислый газ.
Внешне катализатор — это продолговатый бочонок, который монтируется в выхлопную систему автомобиля с помощью входного и выходного патрубка. Кроме того, в эти патрубки встраиваются специальные датчики — лямбда-зонды. Они контролируют процесс очищения выхлопов, передавая полученные данные в электронный блок управления (ЭБУ) транспортного средства. Бочонок служит защитным корпусом для внутреннего компонента катализатора.
Внутри внешнего корпуса под изоляционным слоем размещается наполнитель или монолит. Его конструкция напоминает матрицу с большим количеством очень мелких сквозных каналов. На внутреннюю поверхность данных каналов наносится особый слой, в составе которого и содержатся упомянутые выше ценные металлы платиновой группы. Напыление называется — каталитический слой. Это основа каждого катализатора.
Отработанные газы попадают в катализатор и заполняют свободные каналы монолита. Вступая в реакцию с каталитическим слоем, вредные компоненты разлагаются и далее через выходной патрубок поступают в глушитель и затем выводятся в атмосферу, не разрушая ее.
Важен материал, из которого изготавливается монолит. Если используются тонкие металлические листы, то это металлические катализаторы. Изделия очень прочные, долговечные и устойчивые к разным условиям эксплуатации. Но он дорогие и не каждому по карману.
Если монолит сделан из огнеупорной керамики, то это керамические катализаторы. Цена их намного меньше, поэтому такие фильтры очень популярны. Именно такие катализаторы в Hyundai Creta.
Однако керамика достаточно хрупкий материал, поэтому катализаторы с таким наполнителем быстрее выходят из строя. Какие же симптомы неисправности катализатора?
Признаки неисправности
Одним из главных признаком неисправности катализатора служит падение динамических характеристик Hyundai Creta. Если кроссовер стал заметно сдавать и все медленнее набирать скорость, мотор стал все чаще глохнуть при холостых оборотах, то это значит, что часть каналов катализатора забиты.
Причина — некачественный бензин. Такое топливо не полностью сгорает в ДВС, поэтому вместе с отработанными газами в каналы катализатора поступают остатки несгоревших углеводородов. Именно они постепенно засоряют каналы, существенно снижая эффективность работы каталитического фильтра. Что сразу ощущается при потере динамики набора скорости.
Эти же несгоревшие остатки углеводородов, не пройдя сквозь каналы и не разложившись на безопасные компоненты, попадают обратно в камеру сгорания ДВС, где полностью сгорают. Это приводит к еще большему повышению температуры выхлопных газов.
Рабочий интервал эффективной работы катализатора — 350-750°С. Если газы холоднее нижнего предела, то фильтр не будет функционировать. А вот при превышении верхней отметки в 750° и выше каналы катализатора не выдерживают, и керамика начинает оплавляться. Это приводит к закупорке еще большего количества каналов и катализатор вовсе может прекратить работать.
Помимо указанных причин на исправность катализатора влияют и внешние факторы. Так, если во время активной езды попавшийся камень сильно ударится о внешний стальной корпус, то сам корпус удар выдержит, а вот керамический наполнитель — нет. Отколовшиеся части монолита начинают во время набора скорости громко ударяться о стенки кожуха, создавая сильный грохот. Это явный признак разрушения катализатора.
Утилизация катализатора
Если наблюдаются вышеуказанные признаки, а также в салоне ощущается металлический запах, значит катализатор следует извлечь из выхлопной системы авто и утилизировать. Причем делать это самостоятельно настоятельно не рекомендуется по ряду причин.
Во-первых, для утилизации катализатора необходимо соответствующее оборудование и опыт. Во-вторых, количество ценных металлов, содержащихся в одном катализаторе ничтожно мало (доли грамма), да и сбыть их не так просто.
Оптимальным выходом будет обращение в нашу легальную специализированную компанию, которая на профессиональном уровне не только извлечет из забитого фильтра драгметаллы, но и сделает это совершенно открыто. Ни один перекупщик никогда не предложит вам ту цену, которую вы сможете получить за ваш отработанный катализатор у нас.
Мы предварительно проводим комплексную оценку сдаваемых катализаторов. Учитывается целый ряд обстоятельств. Прежде всего, конечно, оценивается общее состояние катализатора и особенно его наполнителя. Важна и страна происхождения. Зарубежные каталитические фильтры содержат драгметаллов больше отечественных.
По каталожному номеру катализатора определяется, какие ценные металлы содержаться в каталитическом слое. Ну и биржевые котировки на драгметаллы также берутся в расчет. Как итог — довольно существенная сумма денежного вознаграждения. Использовать полученные средства лучше как часть на оплату нового фильтра. Стоит обратить внимание на еще одно обстоятельство. Новый фильтр можно и вовсе не ставить, но после удаления катализатора горит чек. Так ЭБУ автомобиля сигнализирует, что очистка вредных компонентов осуществлена не должным образом. Чтобы «обмануть» компьютер его необходимо перепрограммировать. Вот тут как раз и пригодятся средства, полученные за утилизацию оригинального фильтра.
У вас есть вопросы?
Оставьте комментарий и мы обязательно ответим