Значительное количество особенно молодых начинающих водителей, эксплуатируя свое авто, и не догадываются о наличии в составе выхлопной системы такого агрегата как каталитический нейтрализатор автомобильных выхлопов или в сокращенном варианте просто катализатор. Разберем подробнее, что это за автодеталь, каково ее предназначение и конструкция.
Все кто помнят основы химии из курса средней школы, сразу догадаются, что ключевым словом в названии детали является слово «катализатор». Так называются вещества, которые способствуют ускорению протекания ряда химических реакций, не принимая участия в них.
Конструкция катализатора
Главной конструктивной особенностью катализатора является наполнитель или монолит, который заключается внутрь внешнего защитного кожуха, изготавливаемого из стали. Размещается фильтр сразу за выходным коллектором, чтобы принять еще раскаленные выхлопные газы.
Задача каталитического фильтра — очистка вредных выхлопов от тяжелых токсичных компонентов. Реакция доокисления обеспечивается ценными металлами, входящими в состав особого каталитического слоя, напыляемого на поверхность внутреннего наполнителя — монолита. В качестве металлов-катализаторов, как правило, применяются платина, палладий, родий или иридий.
Поверхность монолита в разрезе очень похожа на пчелиные соты, причем такая оригинальная конструкция сделана неслучайно. Учитывая ограниченный объем защитного кожуха катализатора, задача конструкторов была в обеспечении максимальной площади поверхности монолита. Достигается это как раз подобной мелкоячеистой матричной структурой.
Отработанные газы, поступая в каталитический нейтрализатор, заполняют сквозные туннели ячеек, приходя в соприкосновение с каталитическим слоем. Начинается реакция доокисления, в результате которой вредные СН, СН и ряд прочих токсичных соединений разлагаются на гораздо более безобидные СО2, N2 и O2.
Материалом для изготовления монолита служит либо огнеупорная керамика, либо металлические листы. В первом случае (класс керамических катализаторов) ячейки получаются очень маленькие, а сам фильтр более дешевый. Во втором, стальные ячейки (класс металлических катализаторов) чуть крупнее, но с гораздо более высокой прочностью.
Керамические катализаторы более популярные, так как более дешевые, но за это приходить расплачиваться недостатками керамики — повышенной хрупкостью и невозможностью выдерживать особо высокие температуры.
Так, при ударе камнем во время вождения по внешнему корпусу катализатора может привести к тому, что часть ячеек попросту отколется от основного массива. В таком случае функциональность фильтра не только существенно снизиться, но ударясь о стенки кожуха отколовшиеся частички будут создавать грохот, во время движения авто. Кроме того, куски будут способствовать дальнейшему разрушению монолита.
Если же температура выхлопных газов превысит 750°С, то ячейки могут попросту оплавиться, закупорив возможность отработанным газам свободно проходить сквозь катализатор и расщепляясь попадать в земную атмосферу. Двигатель потеряет тягу, динамика авто при наборе скорости существенно спадет.
Кроме того, если заправлять авто некачественным бензином, то остатки несгоревших углеводородов начнут скапливаться в ячейках монолита, постепенно засоряя их и закупоривая проходы. Не имея прохода, часть топливной смеси возвращается в камеру сгорания двигателя. Как итог такого замкнутого цикла — расход бензина и топлива существенно возрастет, эффективность двигателя снижается.
О неполадках в катализаторе сообщит датчик, а на приборной доске загорится CHECK ENGINE. В таком случае необходимо подумать про удаление катализатора из выхлопной системы авто и замене его на новый фильтр.
Утилизация катализаторов
Если по всем признакам, а лучше всего после проведенной диагностики на станции СТО выяснилось, что причиной снижения эффективности силовой установки является каталитический нейтрализатор, его нужно удалить и утилизировать.
Делать этого самостоятельно не рекомендуется. Вырез катализатора не такая простая операция, тем более, что во многих авто до него даже трудно добраться. Качественно это сделать могут мастера лицензированных компаний, которые обладают профессиональным персоналом и соответствующим оборудованием. Наша компания входит в число таких организаций.
Но вырезать катализатор, цена которого еще не определена, это только часть работы. Сдать бу катализатор нам не только необходимая с экологической точки зрения задача. Каждый владелец авто, сдающий забитый катализатор, вправе рассчитывать на существенное денежное вознаграждение. Гарантируют эти выплаты ценные металлы, входящие в состав каталитического слоя, а также наша открытая объективная и комплексная оценка отработанного катализатора.
Конечная стоимость бу катализатора за кг зависит от целого ряда факторов. В частности, оценивается общее состояние катализатора, то насколько сохранился наполнитель, степень его разрушения или как много забитый или оплавленных ячеек-сот.
В зависимости от страны происхождения катализатора количество драгметаллов будет отличаться. В зарубежных каталитических фильтрах каталитический слой более богатый на содержание ценных компонентов, по сравнению с отечественными нейтрализаторами.
Ну и еще один фактор оказывает влияние на размер выплат — это текущие биржевые котировки на ценные металлы, входящие в состав сдаваемого на утилизацию катализатора.
Все факторы вместе и сформируют наиболее адекватную и объективную суммы выплат. Этим наша работа выгодно отличается от предложения всяческих посредников, предлагающих минимальные цены за лом катализаторов. Сотрудничать с такими дельцами нет никакого смысла, так как владелец авто просто лишается существенных средств по собственной инициативе. Не стоит лишать себя денег, которые могут стать существенным взносом для приобретения нового катализатора.
Установив его на свое транспортное средство, вы сохраняете экологию, а также получаете доступ во все страны ЕС и мира. Никаких проблем с сотрудниками ГАИ у вас будет.
У вас есть вопросы?
Оставьте комментарий и мы обязательно ответим