Сегодня практически невозможно представить современное общество без транспортных средств. ТС взяли на себя массу всевозможных обязанностей, которые ранее люди выполняли либо вручную, либо с помощью гужевого транспорта.
Но эти лихие времена уже более сотни лет как прошли. С изобретением двигателя внутреннего сгорания начали стремительно развиваться самые разные транспортные средства. Однако каждая медаль имеет и свою обратную сторону. Результатом работы ДВС являются токсичные выхлопы, которые попадают в земную атмосферу, отравляя ее.
На сегодня общее количество автомобилей, оснащённых подобными моторами, по оценкам различных специалистов приближается к миллиарду единиц, что самым пагубным образом влияет на мировую экологическую обстановку. Перед человечеством встала проблема, как снизить токсичность автовыходов.
Результатом инженерных изысканий стало появление специального фильтрующего блока под названием каталитический нейтрализатор автовыходов. Данная автомобильная деталь в своей работе использует свойство определенной группы металлов (металлов-платиноидов) ускорять протекание химической реакции разложения вредных выхлопов на безопасные компоненты.
Устройство каталитического фильтра
Конструкция катализатора определяется его местоположением и функциональным предназначением. Размещение агрегата — сразу за выпускным коллектором под днищем транспортного средства. Иногда в автомобиле таких нейтрализаторов несколько штук.
Под днищем авто обстановка достаточно агрессивна, поэтому внутренности агрегата облачены в прочный стальной корпус (защитный кожух). Предназначение кожуха — защита агрегата от попадания встречных камней, холодной воды и прочего, что может разрушить фильтр.
Внутренности агрегата представлены наполнителем (монолитом), которые непосредственно и участвует в превращении токсичных выхлопов в безвредные компоненты.
Структура наполнителя — мелкозернистая матрица, состоящая из большого количества мелких полых сквозных ячеек. Через эти ячейки и проходят отработанные газы, соприкасаясь с поверхностью ячеек.
На поверхности указанных ячеек напыляется особое покрытие, содержащее ценные металлы, ускоряющие протекание химической реакции разложения автовыхлопов. Ценными металлами, как правило, выступают палладий, платина, родий или иридий. Иногда и золото применяют в качестве катализатора-ускорителя химреакции.
Как катализатор очищает вредные выхлопы
Для того чтобы началась химическая реакция необходима соответствующая температура выхлопных газов. Минимальный порог составляет 350 градусов по шкале Цельсия. В случае более низкой температуры катализатор не сможет выполнить свою основную функцию.
Именно поэтому агрегат и монтируется под днищем авто сразу после выпускного коллектора. Горячие отработанные газы сразу из камеры сгорания попадают через входной патрубок в поры наполнителя и начинают разлагаться. Далее через выходной патрубок уже безвредные компоненты поступают в глушитель и выводятся в атмосферу, не нанося ей никакого ущерба.
Разрушение катализатора
Во время эксплуатации автомобиля изнашиваются все детали транспортного средства. И наиболее интенсивно разрушается катализатор, так как его срок эксплуатации и особенно сокращение данного периода связано со многими факторами. Рассмотрим их чуть подробнее.
Зарастание ячеек катализатора. Прежде всего, на длительность периода качественной работы каталитического фильтра оказывает топливо, которое регулярно заправляют бак автомобиля. Если топливо некачественное, в нем есть присадки, масло или антифриз попадают в камеру сгорания, то это приводит к постепенному появлению нагара на стенках керамических ячеек. Соты в буквальном смысле зарастают, препятствуя свободному проходу газам.
Как следствие снижения пропускной способности катализатора — заметное падение тяги двигательной установки. Становится все сложнее достичь заданной максимальной скорости: сначала 120 км/ч, потом 100 км/ч, а затем и 80 км/ч набрать проблематично. Расход топлива заметно вырастает, в самых запущенных ситуациях при забитом катализаторе двигатель и вовсе может глохнуть.
Оплавление ячеек катализатора. Как правило, оплавление ячеек происходит при оборудовании автомобиля керамическим катализатором. Причиной такого оплавления является повышенная температура поступающих в катализатор выхлопных газов. Если температурный показатель превысит отметку в 1000°С, то керамические соты могут не выдержать и оплавиться, закупоривая проход газам. Превышение предельных температурных значений возможно также при сгоревшей катушке, забитой форсунке или неисправном подсосе воздуха.
Еще одной причиной разрушения катализатора является постепенное выгорание драгметаллов с поверхности каталитического слоя. Толщина напыления уменьшается, что тормозит процесс разложения вредных компонентов выхлопов. Второй датчик, размещенный в выпускном патрубке фильтра, не фиксирует очищение и выдает ошибку, сигнализируя падающую эффективность работы каталитического нейтрализатора.
И хотя внешне катализатор и монолит могут выглядеть вполне нормально, качество работы агрегата будет все хуже. После этого керамические соты начинают постепенно разрушаться, крошиться. Образовавшаяся крошка может попасть в моторный отсек и начать царапать стенки цилиндров.
Утилизация каталитического фильтра
Разрушение катализатора приводит к тому, что пропускная способность снижается, фильтр начинает мешать работе силовой установки. Чтобы не испортить мотор окончательно необходимо удалять каталитический нейтрализатор и утилизировать его.
Но зная, что в напылении монолита содержатся ценные металлы, многие задаются вопросом, о том, как достать драгметаллы из катализатора. Эту нетривиальную процедуру лучше всего доверить настоящим профессионалам, которыми являются сотрудники нашей компании.
Мы принимаем любой лом катализаторов, цена при этом зависит от того в каком состоянии отработанный фильтр, страна его происхождения, а также каковы текущие расценки на драгметаллы на бирже. После такой комплексной оценки каждый сдающий катализатор бу может рассчитывать на существенное денежное вознаграждение.
Будет ли работать силовая установка авто, если катализатор автомобильный убрать? Да, безусловно, будет, причем расход топлива уменьшиться, а тяговые возможности мотора, увеличатся. Однако стоит помнить, что с таким автомобилей будет проблематично пересечь границы Евросоюза, который выставляет высокие экологические требования к качеству очистки автомобильных выхлопов. А транспортное средство без катализатора выбрасывает в земную атмосферу вредные выхлопы.
У вас есть вопросы?
Оставьте комментарий и мы обязательно ответим