Выхлопная система каждого современного автомобиля содержит специальный агрегат, называемый каталитический нейтрализатор выхлопных газов (в сокращенном варианте просто катализатор). Причина оснащения авто данной деталью связана с пагубным влиянием на окружающую среду токсичных компонентов выхлопов.
Учитывая, что совокупный мировой автопарк уже достиг отметки в 1 млрд. единиц, то проблема становится все более актуальной из года в год. Да, безусловно, постепенно растет и количество экологически безвредных электромобилей, но их доля в мировом масштабе еще едва заметна.
Именно поэтому экологические требования к традиционным двигателям внутреннего сгорания (ДВС) и дизельным силовым установкам постепенно ужесточаются.
Разберем подробнее, как же устроен катализатор, а также из каких конструктивных элементов он состоит.
Устройство и работа каталитического фильтра
Внешне катализатор представлен прочным стальным бочонком, вмонтированным под днищем авто в выхлопную систему сразу за коллектором. Месторасположения весьма опасно, особенно во время агрессивной езды, этим и объясняется столь прочная конструкция детали.
Во внешний корпус, еще называемый защитным кожухом, встроены два патрубка. Через входной патрубок выхлопные газы поступают в катализатор, а через выходной попадают в выхлопную систему и далее через глушитель выводятся в земную атмосферу.
В свою очередь, в каждый патрубок вмонтированы специальные датчики — лямбда-зонды, контролирующие качество очистки выхлопов от токсичных компонентов.
Внутри кожуха под изолирующей прокладкой встроен наполнитель (монолит) с оригинальной конструкцией. Если бы можно было монолит достать из нового катализатора, то посмотрев на свет сквозь наполнитель можно было бы увидеть очень мелкую ячеистую структуру. Это сквозные ячейки, через которые проходят выхлопные газы.
Такая конструкция необходима для того, чтобы достичь максимальной площади поверхности ячеек. На поверхность ячеек наносится особое напыление с содержанием металлов-платиноидов — это платина, палладий, родий и иридий. Главным свойством платиноидов является их способность ускорять (катализировать) протекание химической реакции разложения вредных составляющих выхлопных газов.
Однако, чтобы данная реакция успешно протекала, необходимо важное условие — температурный режим. Рабочий интервал реакции окисления варьируется от 350 до 750 градусов по шкале Цельсия. Если температура ниже, что процесс распада токсичных компонентов просто не начнется. Именно поэтому каталитический нейтрализатор и размещается сразу за выходным коллектором, откуда раскаленные газы сразу попадают в монолит, заполняя его ячейки.
Керамика или металл
Отдельно стоит сказать о материале наполнителя (монолита). Используется два основных материала: керамика и тонкие металлические листы. На этом основании различают две основные группы фильтров: керамические и металлические катализаторы. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.
Какой катализатор лучше керамический или металлический? Ответ зависит от того, что на первое место ставит владелец транспортного средства.
Если его интересует цена агрегата, то, безусловно, керамические катализаторы будут вне конкуренции. А если для водителя качество и срок эксплуатации первоочередные, то в таком случае лучшим будет металлический катализатор.
При создании керамического монолита используется — экструдированный магниево-алюминиевый силикат или карбид кремния. Это делает его более устойчивым. Общее количество ячеек в среднем катализаторе до 8 тысяч.
На фоне ценового преимущества керамического катализатора среди недостатков наполнителя следует отметить хрупкость керамики и неспособность выдерживать высокие температуры.
Так, если во время движения по внешнему корпусу будет нанесен сильный удар, например, камнем, то вполне возможно, что часть монолита просто отколется. Явным признаком такого разрушения монолита является грохот, раздающийся по время набора скорости. Отколовшиеся части ударяют по стенкам корпуса и создают шум. Эффективность такого катализатора резко падает. Что, в свою очередь, приводит к снижению динамических характеристик двигателя.
Если автомобиль систематически заправляется некачественным бензином, то температура поступающих газов может превысить порог в 800°С. Такая высокая температура может тать причиной оплавления керамических ячеек и закупорке сквозных проходов. Это также скажется на пропускной способности фильтра, что приведет к тому, что часть несгоревших углеводородов вернется опять в камеру сгорания ДВС.
Кроме того, из-за плохого бензина ячейки катализатора будут забиваться остатками несгоревшего топлива, что приводит к постепенной порче фильтра.
Металлический катализатор выдерживает большие температуры, а монолит способен противостоять серьезным механическим воздействиям. Однако цена такого катализатора намного больше и не каждый владелец авто может себе позволить такой фильтр.
Наличие в составе напыления в монолите катализатора делает его привлекательным после того как деталь выйдет со строя. Однако перед тем как заняться удалением фильтра из выхлопной системы, следует знать несколько важных моментов.
Прежде всего, не стоит полагаться на перекупщиков, так как они предлагают за отработанный катализатор уж совсем смешные цены.
Не стоит предпринимать попытки самостоятельно извлечь из катализатора драгметаллы. Для этого потребуется специальное оборудование и опыт. Без промышленных масштабов переработки катализатор бу это бессмысленно.
Продать катализатор дорого выгоднее всего в специализированных компаниях, легально и открыто занимающихся данной деятельностью.
Удаление катализатора связано с прошивкой по Евро 2. Если катализатор просто удалить, то электронный блок управления (ЭБУ) авто, настроенный на контроль работы катализатора будет оценивать очистку уже удаленного агрегата как неэффективную, а на приборной доске будет постоянно появляться ошибка. Необходимо перепрошивка алгоритма, чтобы электроника не учитывала работу удаленного катализатора бу.
Также следует знать, что прошивка евро 2 без удаления катализатора невозможна. Поэтому, если катализатор вышел со строя, то его необходимо удалить из выхлопной системы авто и утилизировать, отдав в специализированную компанию.
На вырученные средства следует или купить новый катализатор, добавив недостающую сумму, или осуществить перепрошивку ЭБУ авто. Правда при этом очистки выхлопов уже не будет, хотя динамика двигателя вырастет, а расход топлива уменьшится.
У вас есть вопросы?
Оставьте комментарий и мы обязательно ответим