Видя ежедневно на дорогах миллионы транспортных средств, все больше людей понимают, какой вред наносят окружающей среде автомобильные выхлопы. Особенно это ощущается на загазованных улицах крупных городов, в том числе и в Москве. Постепенно целый ряд государств ввел экологические требования (ЕВРО), которым должны соответствовать транспортные средства.
Частично задача по очистке выхлопных газов решена с изобретением специального фильтрующего агрегата, устанавливаемого в выхлопную систему автомобиля. Деталь получила название каталитический нейтрализатор автомобильных выхлопов или в сокращенном варианте просто катализатор.
Экологические требования постепенно ужесточаются, так что на текущий момент все современные автомобили еще на сборочном конвейере оснащаются каталитическим фильтром. Познакомимся ближе с конструкцией и то, как катализатор работает.
Строение фильтра очистки
В конструкцию катализатора входит несколько основных составляющих:
- внешний прочный корпус;
- внутренний наполнитель — монолит;
- входной и выходной патрубки;
- лямбда-зонды — датчики;
- изоляционный слой.
Внешний кожух. Защитный корпус, изготовленный из стали. Монтируется в выхлопную систему автомобиля и служит для защиты наполнителя.
Монолит. Специальный пористый наполнитель, изготавливаемый из огнеупорной керамики или листов из стали. В случае использования керамики (керамические катализаторы) монолит представлен в виде мелких ячеек, через которые насквозь проходят выхлопные газы. Если же в качестве материала для наполнителя берутся стальные листы, то они особым образом изгибаются и спиралевидно сворачиваются.
Патрубки. Входной патрубок служит для приема отработанных газов. Выходной патрубок принимает из наполнителя очищенные компоненты (вода, азот и углекислый газ) и перенаправляет их дальше в глушитель. После этого безвредные компоненты попадают в воздух, не наполняя его токсичными составляющими.
Датчики. Лямбда-зонды, встраиваемые в патрубки, предназначены для контроля процесса преобразования вредных токсинов в безвредные компоненты. Полученная информация передается в ЭБУ.
Принцип работы катализатора
Основной принцип работы катализатора основан на химических свойствах ряда ценных металлов. В данном случае речь идет о металлах платиновой группы: платина, палладий, родий или иридий. Указанные металлы-платиноиды обладают уникальным свойством ускорять ход химической реакции. В результате такой реакции вредные компоненты выхлопных газов окисляются и превращаются в воду азот и углекислый газ.
Для того чтобы химическая реакция началась температура отработанных газов не должна быть ниже 350°С, в противном случае никакого окисления не будет. Рабочий интервал, при котором катализатор исправно функционирует, варьируется в интервале от 350 до 750°С.
Из двигателя внутреннего сгорания (из камеры сгорания) горячие выхлопные газы попадают в выпускной коллектор, сразу за которым и монтируется в выхлопную систему каталитический фильтр. Через входной патрубок, минуя первый датчик (лямбда-зонд), газы попадают внутрь катализатора. На этом этапе датчик фиксирует состав отработанных автовыхлопов.
Заполнив все свободные ячейки (количество последних может достигать и 8000), газы соприкасаются с поверхностью монолита, на которой нанесено напыление с содержанием упомянутых выше металлов-платиноидов. Начинается реакция разложения.
Дальше уже безвредные компоненты попадают в резонатор, глушитель и затем выводятся в атмосферу. Такой вкратце принцип работы каталитического фильтра. Срок службы изделия рассчитан в среднем на 120-150 км. автопробега. Однако при реальной эксплуатации фильтр выходит из строя гораздо раньше, на что есть несколько веских причин.
Причины поломки катализатора
Хотя конструкция каталитического фильтра и предусматривает наличие защитного кожуха, все же, если на скорости по нему ударит камень, то керамический монолит может не выдержать и расколоться. Разрушенные части при наборе скорости будут бить о стенки корпуса и создавать грохот. Это один из признаков, что катализатор уже не функционирует как положено.
Если в попытках сэкономить бак транспортного средства заправляется низкокачественным топливом, то следствием такого необдуманного шага будет постепенное засорение каналов наполнителя и снижение рабочей поверхности монолита. Почему ячейки засоряются? При сгорании некачественного топлива остаются несгоревшие углеводороды. Вот они и забивают мелкие каналы, не давая отработанным газам проходить сквозь монолит.
Симптомом забитости ячеек катализатора является заметное падение тяги двигателя, остановка двигателя, работающего на холостом ходу и неприятный металлический запах в салоне.
Также несгоревшие остатки углеводородов, которые не смогли пройти через катализатор возвращаются назад в камеру сгорания и там окончательно догорают. При этом температура газов повышается и нередко превышает 800°С. Это приводит к оплавлению керамических сот. Работа катализатора существенно ухудшается. Симптомы такие же как и при закупорке ячеек.
Продажа катализаторов
В случае выхода катализатора его следует извлечь из выхлопной системы ми утилизировать. Не следует выбрасывать отработанную деталь на свалку. Так вы теряете существенную денежную сумму. Она причитается все, кто сдаст катализатор бу в нашу компанию, специализирующуюся на утилизации каталитических фильтров.
Продать катализаторы бу в Москве выгодно нам и вот почему:
- мы — лицензированная компания;
- принимает любые катализаторы в любом количестве;
- обладаем необходимым оборудованием;
- предварительно делаем комплексную оценку забитых катализаторов.
Сдача катализаторов в Москве в нашу компанию осуществляется на постоянной основе. Не следует поддаваться на провокации перекупщиков, предлагающих только им продать катализатор автомобильный бу. Почему? Данные дельцы не осуществляют оценку, не предлагают объективную цену и вообще работают нелегально, то есть незаконно. Никакой ответственности они не несут и гарантии, в отличие от официальных компаний, не дают.
Продать катализатор, цена которого устроит владельца ТС — это значит гарантировать существенный взнос для приобретения нового катализатора.
У вас есть вопросы?
Оставьте комментарий и мы обязательно ответим