Выхлопная система каждого современного автомобиля оборудована каталитическим нейтрализатором автомобильных выхлопов. Обусловлено это все возрастающими требованиями по соответствию транспортных средств экологическим требованиям.
Уже более ста лет огромный парт автомобилей, оснащенных двигателем внутреннего сгорания (ДВС) или дизелем, отравляют окружающую среду. Именно для предотвращения такого пагубного влияния на состояние атмосферы и были созданы в 70-х годах прошлого столетия катализаторы.
В основе функционирования данных автодеталей заложен способность ряда ценных металлов ускорять химическую реакцию доокисления отработанных газов. В качестве ценных металлов, ускорителей протекания реакции разложения выступают палладий, платина, родий или иридий. Также в последнее время все чаще используется и традиционное золото.
Какой же принцип работы катализатора выхлопных газов? Разберем суть работы и конструкцию каталитического фильтра подробнее.
Устройство катализатора
Конструкция катализатора содержит следующие основные компоненты:
- внешний стальной корпус, являющийся защитной оболочкой, предохраняющей внутренние компоненты от внешних воздействий;
- входной и выходной патрубки во внешнем корпусе;
- два датчика (лямбда-зонды), монтируемые в патрубки для контроля очистки выхлопных газов;
- внутренний наполнитель (монолит), представленный матрицей из очень мелких сквозных ячеек, напоминающих в разрезе пчелиные соты. На поверхности ячеек напыляется особый слой, с содержанием ценных металлов;
- теплоизолирующий слой, размещающийся между внешним корпусом и наполнителем.
Устанавливается катализатор под днищем автомобиля сразу за выходным коллекторов, откуда из камер сгорания двигателя поступают еще горячие отработанные газы.
Принцип функционирования катализатора
Выхлопные газы, покинув камеры сгорания, через выхлопной коллектор попадают в выхлопную систему авто. Пройдя через входной парубок, выхлопы заполняют ячейки монолита и соприкасаются с каталитическим слоем.
Рабочая температура, при которой газы доокисляются, составляет от 350 до 750°С. Входя в соприкосновение с поверхностью ячеек монолита, тяжелые элементы выхлопов расщепляются на безопасные компоненты — водяной пар и углекислый газ.
Важен указанный рабочий температурный интервал. Материалом изготовления монолита выступает либо огнеупорная керамика, либо металлические листы. И если вторые более стойкие к повышенным температурам, то вот керамика более хрупкая.
Помимо внешнего воздействия, которое может привести к разрушению керамических ячеек, сквозные туннели ячеек могут оплавиться, если температура отработанных газов превысит отметку в 800ׄ°С.
Выход катализатора из строя
К вышеуказанным причинам (разрушение и оплавление) следует добавить еще одну, выводящую каталитический нейтрализатор из строя.
Закупорка или засорение ячеек. Это происходит, как правило, из-за заправки бака низкокачественным топливом. Остатки несгоревших углеводородов постепенно скапливаются в туннелях монолита и засоряют их, препятствуя прохождению выхлопных газов.
Из-за забитого катализатора начинаются проблемы в работе всей силовой установки автомобиля. Падает динамика набора скорости, существенно возрастает расход топлива и масла, двигатель начинает все чаще глохнут на холостом ходу. В салоне ощущается металлический запах.
Утилизация катализатора
Если катализатор забился или разрушился, его необходимо удалить из выхлопной системы и утилизировать. Проводить подобную процедуру оптимально в нашей компании, специализирующейся именно на таких операциях.
Мы не только выгодно для вас оценим отработанный катализатор, но и предложим на выбор два варианта. Можно заменить катализатор бу на новый оригинальный агрегат. А можно осуществить установку пламегасителя вместо катализатора.
В первом случае выхлопы будут очищаться, а во втором — нет. Выбор за владельцем авто, но следует знать, что без катализатора на автомобиле невозможно будет въехать в ряд европейских стран.
У вас есть вопросы?
Оставьте комментарий и мы обязательно ответим