Каталитический нейтрализатор представляет собой особый фильтр, входящий в состав выхлопной системы каждого современного автомобиля. Перед агрегатом поставлена задача нейтрализовать ядовитые вещества, такие как углеводороды, оксиды азота и углерод, которые образуются в результате сгорания топлива в двигателе.
Как известно, эти ядовитые вещества наносят непоправимый вред окружающей среде и непосредственно человеку. В катализаторе происходит окислительно-восстановительная химическая реакция, в результате которой на выходе из системы получается преобразованная и менее вредная смесь в виде азота, углекислого газа и водяного пара.
Для работы каталитическому нейтрализатору требуется высокая температура, которая может варьироваться от 300 до 800 °C. Именно поэтому для защиты рядом находящихся деталей с нейтрализатором агрегат закрывается металлическим кожухом с надежной теплоизоляцией. Так же кожух выполняет функцию защиты катализатора от внешних механических повреждений.
Располагается агрегат за выпускным коллектором, но на достаточном расстоянии от двигателя. Благодаря чему каталитический нейтрализатор прогревается быстрее и достигает рабочего режима за считанные минуты.
Конструкция катализатора и принцип его работы
Нейтрализатор представляет собой устройство, состоящее из корпуса с входным и выходным патрубками, выполненного из прочной стали. Корпус защищает катализатор от внешних механических повреждений. Внутренняя часть представляет собой керамический блок-монолит, напоминающий соты. Ячейки-соты, благодаря своей конструкции, значительно увеличивают общую площадь соприкосновения наполнителя с выхлопными газами.
Катализатор с керамическими сотами — достаточно хрупкая конструкция, которая легко поддается деформации. Именно поэтому такое изделие требует более бережного отношения к себе. Сильный удар по корпусу при наезде на бордюр или любое иное твердое препятствие может поспособствовать образованию трещин, что в дальнейшем приведет к разрушению керамических сот.
На сотовую конструкцию наносится тонкий каталитический слой, состоящий из сплава драгметаллов (родия, иридия, палладия и в некоторых случаях золота). Углекислый газ, попадая внутрь керамических ячеек, полностью заполняет их, где благодаря благородным металлам происходит окислительная реакция, в результате которой углеводород и оксид азота преобразуются в водяной пар, а углерод в углекислый газ.
Причина выхода из строя каталитического нейтрализатора
Как и большинство деталей автомобиля катализатор имеет ограниченный срок службы. Это примерно 100-150 тыс. км пробега автомобиля (зависит от марки и производителя авто). Но в зависимости от условия эксплуатации машины этот срок службы можно увеличить или наоборот ускорить выработку ресурса катализатора.
На поломку нейтрализатора могут повлиять следующие факторы:
- Заправка некачественным топливом с низким октановым числом. Такое топливо не полностью сгорает в двигателе и догорает уже в агрегате, тем самым частички засоряют наполнитель, так как нагар забивает соты. Из-за образования высоких температур внутри конструкции ячейки могут начать оплавляться, что мешает проходу воздуха.
- Если есть проблемы с системой зажигания, то это тоже может спровоцировать поломку. Топливо полностью не перерабатывается, что приводит к образованию сажи, которая забивает ячейки. Или хуже — происходит деформация в виде оплавления.
- Механическое повреждение при наезде на высокое препятствие: от удара может образоваться трещина и керамические микрочастички могут попасть в мотор и вызвать более серьезную поломку.
- Гидроудар, по-другому, резкий перепад температуры при пересечении глубокого водного препятствия, тоже может спровоцировать деформацию, в виде трещины.
Признаки выхода из строя катализатора
Если произошла деформация ячеек в виде оплавления или керамика начала разрушаться, то происходит закупорка катализатора. Двигатель начинает работать тяжелее, поскольку выхлопы сложно преодолевают препятствия.
Это может сказаться на работе автомобиля, а именно:
- в первую очередь мотор теряет мощность, пропадает динамика во время движения, или машина совсем перестает ехать;
- на панели высвечивается ошибка в виде CHECK ENGINE;
- автовладелец замечает, что из выхлопной трубы перестал полностью или частично выходить выхлоп;
- значительно может увеличиться расход топлива.
В случае, если автовладелец будет продолжать ездить с неисправным катализатором,то неизбежны более серьезные последствия в виде увеличения расхода топлива и масла, возможно образования течи в двигателе, повышение температуры головки блока цилиндров, все это усложнит ремонт автомобиля.
Как поступить с отработанным катализатором
После проведения диагностики в специализированном центре специалисты вынесут вердикт о необходимости удаления неисправного катализатора.
В процессе своей деятельности фильтр, которым является каталитический нейтрализатор, скапливает в себе большое количество вредных примеси, выбрасывать его на свалку категорически запрещено. Перед владельцем автомобиля встает вопрос, что делать с демонтированным агрегатом.
Поскольку в катализаторе содержится значительная часть цветных дорогостоящих металлов, то его можно выгодно продать и возместить часть стоимости новой запчасти.
Самостоятельно извлечь драгоценные металлы не представляется возможным, для этого потребуется высокотехнологичное оборудование. Поэтому проще всего КН сдать в пункт приема катализаторов, где его взвесят и предложат выгодную цену за кг.
Существует множество пунктов, где принимают катализаторы. Скупка или сдача катализаторов — это, прежде всего, взаимовыгодное сотрудничество. Поэтому необходимо подобрать пункт приема катализаторов в Москве, где можно сдать его на выгодных условиях дорого. Основная часть приемок принимает каталитические нейтрализаторы в любом состоянии и от любой марки автомобиля, их всегда можно продать на выгодных условиях.
У вас есть вопросы?
Оставьте комментарий и мы обязательно ответим