О катализаторе: для чего он и как утилизировать

О катализаторе: для чего он и как утилизировать

В соответствии с трендом к снижению вредных выбросов требования к составу автомобильных выхлопов постоянно растут. Согласно требованиям последнего протокола Евро 5 ездить по территории ЕС без катализатора или с неисправным катализатором просто невозможно. То есть возможно, но до первой проверки. Далее следуют жесткие наказания.

Катализатор (по-другому нейтрализатор) имеет химические активные фильтры. Проходя через них, основная часть самых ядовитых компонентов в выхлопных газах нейтрализуется до безвредных. В состав сплавов входят драгоценные металлы платина или палладий, что для автовладельцев является как плюсом, так и минус. Минус в высокой стоимости такого устройства. Плюс в том, что отработавшее свой срок устройство можно сдать на переработку и купить каталитический нейтрализатор, добавив к компенсации намного меньшую сумму.

О предназначении катализаторов

В результате химических реакций выхлопных газов и поверхностей фильтров с каталитическими свойствами наиболее вредные вещества разлагаются на составляющие. Например, при расщеплении вредных оксидов азота образуется азот и кислород. Чистый кислород, в свою очередь, активирует процессы горения, поэтому в катализаторе происходит догорание несгоревших частиц выхлопных газов. Догорает угарный газ (СО) и остатки углеводородов.

В результате автомобильные выхлопы становятся на порядок безвреднее и чище. Наиболее опасные компоненты выхлопов, которые нейтрализуются в катализаторе: Окись углерода СО, угарный газ.

Не путать с углекислым газом СО2 (углекислый газ, двуокись углерода). СО2 тоже ядовит, но в меньшей степени. При наличии всего 0,5% угарного газа СО в воздухе возможно смертельное отравление. Эти газы в первую очередь становятся причиной смерти автовладельцев в закрытых гаражах при работающем двигателе.

Различные структуры углеводородов, образованные из не догоревших паров бензина или дизтоплива. Без катализатора они выходят из глушителя в виде черного дыма, или невидимы в малой концентрации, но образуют на стенках выхлопной системы сажу и нагар.

Окислы азота. При сгорании топлива атмосферный азот и кислород могут образовать до 10 разных форм оксидов (окислов) азота в соединении с кислородом. Это может быть закись азота, димер диоксида, нитрозилазид, радикал нитрата и другие формы. Некоторые из них нестабильны, легко и быстро расщепляются в катализаторе на исходные составляющие безвредные азот и кислород.

Читайте также:  Как узнать, забит катализатор или нет?

Принцип работы

Принцип работы катализатора построен на химических реакциях, происходящих при высоких температурах. Поэтому прибор ставится сразу после выпускного коллектора в первой (приемной) трубе, где температура наиболее высокая. Если поставить прибор в конце системы выхлопа, после резонатора, реакции происходить не будут, или будут слабыми, потому что газы поступают туда значительно остывшими.

По причине высокой температуры прибор делают из термостойких материалов. Это может быть керамика или термостойкие сплавы. Чтобы увеличить площадь соприкосновения газов и каталитической поверхности, фильтры внутри катализатора имеют сложную форму в виде сот или лабиринтов. Внутри таких каналов или сот нанесен активный слой с содержанием драгметаллов.

Срок службы катализаторов ограничен. Со временем сложные каналы или соты забиваются сажей или нагаром от несгоревших остатков выхлопов, драгметаллы выгорают.

Срок службы устройства может достигать 200 000 км пробега. Но проблемы могут начаться и значительно раньше, если:

  • использовалось некачественное топливо;
  • изначально был установлен некачественный или несоответствующий мощности ДВС катализатор;
  • режим езды был активным, с резкими ускорениями, езда на высоких скоростях с большими оборотами двигателя.

В последнем случае количество и плотность выхлопных газов увеличена, и узкие проходы в фильтрах забиваются быстрее.

Как правило, ко времени такого пробега выходит из строя не только катализатор. Но возможны прогорания деталей выхлопной системы: приемной трубы, резонатора, глушителя. Часто бывает, что проводится одновременно ремонт системы и замена катализатора.

Забитый катализатор не просто перестаёт очищать выхлопные газы. При этом ездить на автомобиле уже нельзя. Выход выхлопных газов затруднен, они задерживаются в камере сгорания, говоря простым языком, двигатель душится.

Признаки забитого катализатора

Первые признаки: потеря мощности, снижение оборотов, медленное ускорение, нештатный перегрев двигателя. Такие же проблемы могут возникнуть и по многим другим причинам, но есть дополнительные признаки, по которым проблему с катализатором нельзя ступать с другими неполадками.

Читайте также:  Глобальная проблема поставок создает кризис

Двигатель работает тише.

В салон пробиваются выхлопные газы со специфическим запахом сероводорода.

Обороты двигателя могут меняться самопроизвольно.

На панели приборов автомобилей с ЭБУ (электронный блок управления) загорается аварийный индикатор поломки. Но индикатор может не сработать, если засорение накапливалось постепенно.

При полностью забитом выхлопе двигатель не сможет работать совсем.

Эти признаки общие для бензиновых и дизельных двигателей.

Почему выгодно сдавать катализаторы

В отработавших свой срок приборах драгметаллов значительно меньше, чем в новых, но некоторое количество их остается. Добыча палладия и платины в мире ограничена, поэтому экономически есть смысл перерабатывать вторсырье и снова пускать его в производство. Технологически это достаточно сложный процесс, требующий специального оборудования. Именно поэтому, частным лицам, решившим построить бизнес на катализаторах, стоит тщательно изучить особенности утилизации и переработки.

Наша компания располагает таким специальным оборудованием и лабораторией. Любой автовладелец может сдать катализатор (цена за кг выше, чем у конкурентов) и получить за это определенную сумму. Промышленная утилизация необходима ещё и потому, что накопившиеся в устройствах отложения токсичны и должны ликвидироваться в соответствии с правилами как опасные вещества.

Во время приемки у нас проводится оценка каждого изделия, чего нет у других фирм, дающих за любой отработавший катализатор фиксированную цену. Поэтому мы платим за катализатор его реальную стоимость, исходя из реального количества драгметаллов в изделии. При желании клиент может присутствовать на всем процессе утилизации, вплоть до взвешивания драгметаллов и полного расчета.

03.02.2022
Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

У вас есть вопросы?

Оставьте комментарий и мы обязательно ответим
Узнайте примерную стоимость вашего катализатора

    Заполняя форму, я соглашаюсь с условиями обработки моих персональных данных

    Читайте также

    Цена вышедшего из строя катализатора
    Цена вышедшего из строя катализатора 29.03.2022

    Каждое современное транспортное средство на сегодняшний день оснащается таким устройством, как каталитический нейтрализатор автомобильных выхлопов. Основное его предназначение заключается в очистке отработанных выхлопных газов, производимых таким ...

    Подробнее
    Продать б/у катализатор в пункт приема в Москве
    Продать б/у катализатор в пункт приема в Москве 15.12.2020

    Большинство современных автомобилей в обязательном порядке оснащаются специальной дополнительной деталью, которая не играет никакой роли на работоспособности автомобиля. Речь идет о каталитическом нейтрализаторе (КН). Многие автомобилисты даже и не ...

    Подробнее
    Подпишитесь и не пропускайте выгодные предложения
    © 2023 Права Защищены"
    Пользовательское соглашение
    Политика конфиденциальности