Современное общество отличается не только динамичным развитием, но и пониманием проблем, встающих перед человечеством. Одной из таких актуальных задач является забота об экологическом состоянии планеты. Ни для кого уже давно не является секретом, что огромное количество транспортных средств, ежедневно выезжающих на дороги, наносят колоссальный вред окружающей среде.
Насколько бы конструкция силовой установки ТС не была совершенной, если это двигатель внутреннего сгорания (ДВС) или дизельный агрегат, все равно в результате сгорания топлива в атмосферу попадают вредные токсичные выбросы.
Отчасти задача минимизации пагубного воздействия выхлопов решена с помощью специального фильтрующего компонента — каталитического нейтрализатора (КН) или сокращенно катализатора.
Конструктивные особенности катализатора
Как было уже сказано выше, результатом работы двигателя автомобиля являются выхлопы, содержащие токсичные вещества: окись углерода (СО), углеводороды (CH), оксид азота (NO2). Все эти выбросы отравляют окружающую среду в целом и человека в частности.
Для обезвреживания этих вредных компонентов и предназначен каталитический нейтрализатор. Для перехвата поступающих из камеры сгорания выхлопных газов катализатор монтируется в выхлопную трубу авто сразу за выходным коллектором. Внешне катализатор — обычное утолщение трубы, но с оригинальной внутренней начинкой.
Внутренняя начинка — монолит или наполнитель представлены либо мелкими полыми керамическими сотами, либо свернутыми металлическими листами. Именно через эти соты проводят автомобильные выхлопы, заполняющие внутреннее пространство катализатора.
Наполнитель облачается во внешний стальной корпус, служащий защитой от внешних воздействий (удары, холодная вода и прочее).
Кроме того, во внешнем корпусе вмонтированы входной и выходной патрубки, через который газы поступают в катализатор и обезвреженными выводятся в выхлопную трубу и далее в атмосферу.
Принцип работы КН
Принцип работы каталитического нейтрализатора заключается в следующем. Горячие отработанные газы поступают через входной патрубок в катализатор, заполняя его и соприкасаясь с поверхностью керамических сот или свернутых листов. На поверхность монолита наносится особый слой (каталитический слой) с содержанием благородных металлов платиновой группы (платина, палладий, родий).
Нагреваясь, поверхность становится ускорителем (катализатором) протекания химической реакции догорания (окисления) отработанных газов. Окись углерода, углеводороды и оксид азота разлагаются на безвредные составляющие углекислый газ (СО2) и азот (N2).
Но, как и любая деталь, работающая в достаточно агрессивной среде, катализатор постепенно приходит в негодность. Как правило, это происходит по достижению автопробега отметки в 120-150 тыс. км, что примерно эквивалентно 5-7 годам эксплуатации транспортного средства. Однако, в реальности неисправность каталитического фильтра может наступить гораздо раньше и на это есть ряд основных причин.
Неисправность катализатора
Одной из основных причин выхода катализатора из строя и потери его функциональных возможностей является постепенное выгорание керамических ячеек наполнителя по мере эксплуатации КН. При этом диаметр полых сот уменьшается. Пропускная способность фильтра резко падает, что сказывается на общем поведении автомобиля при езде.
Кроме забивания ячеек катализатора происходит их оплавление. Причиной такого явления выступает некачественное топливо. Чтобы повысить октановое число такого топлива в его состав добавляются примеси, содержащие свинец. При догорании остатков такого топлива температура повышается до предельных значений (иногда до 100 и выше градусов), что и приводит к спеканию ячеек. Происходит оплавление части наполнителя, отвод газов затрудняется, а функциональные возможности катализатора ощутимо снижаются.
В таком случае владельцу транспортного средства придется осуществить вырезание катализатора и замену его на новый фильтр. Однако как это правильно сделать и как определить забитый катализатор.
Признаки выхода катализатора из строя
Чтобы не удалить катализатор преждевременно, необходимо знать основные признаки, говорящие о том, что скоро эта процедура наступит.
Среди основных симптомов неисправного катализатора выступают:
- ощутимая потеря мощности двигательной установки. Проще говоря, заметно теряется динамика набора скорости;
- повреждение внешнего корпуса катализатора: это может быть удар о камень или иное препятствие, или термоудар (попадание холодной воды на раскаленный корпус);
- громкий дребезг во время движения авто: так стучат отколовшиеся керамические куски наполнителя, ударяющиеся о внешний корпус;
- появление отчетливого запаха газа в салоне во время езды.
Удаление катализатора
Вырезание катализатора лучше всего не производить самостоятельно, так как она требует определенных знаний, усилий и оборудования. Лучше всего это сделать в нашей компании. Наши специалисты оценят состояние отработанного катализатора и озвучат сумму денежного вознаграждение.
За что осуществляется плата и от чего зависит? Наличие в каталитическом слое благородных металлов и является причиной достаточно высокой оценки катализатора бу. Но это если осуществлять эту процедуру в специализированных компаниях. Перекупщики и всяческие посредники просто устанавливают усредненную и, как правило, минимальную цену.
Мы же делаем комплексную оценку забитого катализатора, которая учитывает:
- общее состояние фильтра (лучше сдавать целым и не поврежденным);
- страну происхождения (импортные КН дороже отечественных изделий);
- состояние наполнителя (залитый маслом не принимается);
- текущие биржевые котировки ценных металлов.
Все это позволяет зафиксировать максимальную сумму компенсации за сдаваемый каталитический нейтрализатор.
А можно ли ездить на машине без катализатора? Можно, но тогда придется поставить обманку или прошить систему авто под пониженный экологический класс (например, Евро2).
По сути «обманка» оправдывает свое название. Есть несколько видом обманок: пустышки (простая трубка с мелкими отверстиями), с мини-катализатором и угловые для сложно доступных мест. Все три варианта заставляют второй зонд-лямбда, устанавливаемый за катализатором и фиксирующий очищенный выхлоп, срабатывать корректно и не выдавать на табло сигнал ошибки.
У вас есть вопросы?
Оставьте комментарий и мы обязательно ответим