Назначение каталитического нейтрализатора в автомобиле

Назначение каталитического нейтрализатора в автомобиле

Как известно, Закон сохранения, если перефразировать, гласит о том, что если в одном месте что-то прибывает, то в другом убывает. Именно так и обстоят дела с пользой и побочными последствиями использования многочисленного парка транспортных средств, эксплуатируемых в современном обществе.

Основная часть автомобилей в большинстве стран мира оснащена классическими силовыми установками — двигателем внутреннего сгорания (ДВС) и дизельным агрегатом. Доля транспортных средств оснащенных электрическими моторами еще крайне мала и не оказывает на общую картину существенного влияния.

ДВС и дизель в результате своей работы выделяют вредные выхлопы, содержащие оксиды азота, угарный газ и несгоревшие углеводороды. Это все токсические вещества, которые разрушают атмосферу Земли.

Для того, чтобы сохранить экологию планеты, был создан специальный фильтр — каталитический нейтрализатор (другие названия: каталитический преобразователь или просто катализатор).

Разберем подробнее, каково же основное назначение катализатора, и какие конструктивные особенности данного агрегата.

Назначение катализатора

Так за что отвечает катализатор в автомобиле? Главная задача каталитического нейтрализатора (КН) как раз и заключается в обезвреживании упомянутых выше вредных составляющих выхлопов транспортного средства. Причем на автомобиль может быть установлено сразу несколько трехкомпонентных катализаторов, способных обезвреживать сразу несколько типов токсинов.

Задача катализатора осуществить разложение вредных компонентов еще до их попадания в земную атмосферу. Именно функциональное предназначение и обуславливает монтаж фильтра в выхлопную систему авто. Причем монтаж осуществляется сразу за выходным коллектором ДВС, что необходимо для качественной очистки.

Устройство катализатора и принцип работы

Конструкция каталитического преобразователя обусловлена его функциональными задачами и местом расположения. Учитывая, что монтируется агрегат в выхлопную систему под днищем авто, конструктивно катализатор представлен, в большинстве случаев, утолщенным бочонком, врезаемым в выхлопную трубу.

Внешний корпус, формирующий «бочонок» — это прочная стальная труба, задача которой предохранить внутренние компоненты фильтра от разрушения во время езды. Также корпус (иногда называемый кожухом) снабжен входным и выходным патрубками, через которые горячие отработанные газы поступают из двигателя и после преобразования попадают в выхлопную трубу и далее выводятся в атмосферу.

Читайте также:  Каталитический конвертер: роль, ресурс, влияние

Внутренние элементы катализаторы — это особый наполнитель, монолит. Изготавливается из керамики или металла. Материал изготовления монолита формирует два основных класса КН: керамические и металлические катализаторы.

Керамический наполнитель — это мелкие, разной длины полые сотообразные ячейки. В случае применения металлического наполнителя используются стальные листы, которые волнообразным образом спирально сворачиваются внутри корпуса.

И в первом и во втором случаях такая конструктивная особенность монолита не случайна. Так в объеме, ограниченным внешним кожухом, достигается максимальная площадь поверхности наполнителя. На поверхности монолита напыляется специальный состав, содержащий ценные металлы (платина, палладий, родий).

Данные металлы являются катализаторами, способными ускорять реакцию разложения при соприкосновении с горячими выхлопными газами. Необходимым условием успешной работы фильтра является температура поступающих отработанных газов (от 400°С и выше). Этим объясняется монтаж КН сразу за выхлопным коллектором.

В современных автомобилях, как правило, еще на конвейерной сборке, в ТС монтируется катализатор с монолитом из трех ценных металлов, такие катализаторы называют трехкомпонентными. Это необходимо для универсальной очистки выхлопов.

Так, в частности родий и платина уменьшают количество азота (во время реакции атом азот отделяется от молекулы двуокиси азота). В результате освобождается кислород. Высвободившийся атом азота соединяется с другим атомом, превращаясь в безопасный газообразный азот.

Кроме того, платина и палладий сжигают (окисляют) объем несгоревшего топлива и окиси углерода. Эти же металлы связывают оксид углерода и несгоревший кислород, превращая их в углекислый газ.

Результатом работы такого тройного каталитического преобразователя является превращение токсичных выхлопов в углекислый газ, азот и обычную воду.

Неисправности КН

Цена на керамические модификации фильтра значительно меньше стоимости металлических изделий. Но такие КН обладают существенным недостатком — хрупкость материала наполнителя. Ячейки-соты из керамики могут достаточно легко повредиться, если на корпус будет сильное внешнее воздействие (попадание камня по время езды) или соприкосновение с холодной водой.

Читайте также:  Почему так важен керамический катализатор в машине?

Помимо этого на срок службы катализатора, измеряемый 120-150 тыс. км автопробега, влияет еще несколько важных аспектов, а именно:

  • некачественное топливо, содержащее различные примеси;
  • проникновение масла в поры наполнителя;
  • переобогащение топливно-воздушной смеси;
  • длительная работа силовой установки на холостом ходу.

Все эти и еще ряд иных причин приводят к преждевременной поломке КН. Чтобы понять это, следует различать основные признаки, указывающие на то, что преобразователь находится в нерабочем состоянии. Что скоро предстоит вырезание катализатора из выхлопной системы авто.

Определить забитый катализатор можно по таким симптомам:

  • заметное падение тяги двигателя при наборе скорости;
  • снижение динамических характеристик силовой установки;
  • наблюдается плавание оборотов на холостом ходу;
  • катализатор может раскаляться;
  • отчетливо слышимый грохот, дребезжание или звон во время езды.

Все эти признаки указывают на частичное разрушение внутреннего наполнителя катализатора или забитость его сквозных ячеек. Как результат, проход по выхлопной системе авто отработанных газов затруднен, что тут же сказывается на работе всей силовой установки ТС. 

В таком случае необходимо осуществить вырезание катализатора и замену его на новый фильтр. Проводить такую процедуру лучше не самостоятельно, а в нашей специализированной компании. Наши специалисты проведут комплексную диагностику отработанного катализатора. Учитывая, что в состав катализатора бу входят ценные металлы, стоимость даже отработанного фильтра будет существенной. Конечная цена забитого катализатора зависит от общего состояния, целостности монолита, его чистоты. Так же размер вознаграждения зависит от страны производителя КН (зарубежные изделия содержат больше ценных металлов, потому дороже) и текущих котировок на бирже.

31.07.2021
Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

У вас есть вопросы?

Оставьте комментарий и мы обязательно ответим
Узнайте примерную стоимость вашего катализатора

    Заполняя форму, я соглашаюсь с условиями обработки моих персональных данных

    Читайте также

    Зачем скупают б\у катализаторы с автомобиля?
    Зачем скупают б\у катализаторы с автомобиля? 27.05.2020

    Зачем скупают автомобильные катализаторы 8 800 600 12 72 - наша бесплатная, горячая линия+7 (903) 130-29-99 - прием в цеху / выезд специалиста Неисправный каталитический конвертер выхлопных газов уже не подлежит ремонту и остается лишь ...

    Подробнее
    Как определить забитый катализатор?
    Как определить забитый катализатор? 28.07.2021

    Активное развитие современного общества влечет за собой не только прогресс. Есть и обратная сторона развития — это последствия, возникающие в результате появления у людей все новых и новых технических агрегатов. Особую озабоченность вызывает быстро ...

    Подробнее
    Подпишитесь и не пропускайте выгодные предложения
    © 2021 ООО "Партнёр"
    Пользовательское соглашение
    Политика конфиденциальности