Химический состав выхлопных газов современных автомобилей включает большой спектр токсичных элементов. Чтобы защитить атмосферу от вредных веществ, были разработаны каталитические нейтрализаторы (КН), но, чаще всего, их называют просто «катализаторами».
Устройства устанавливают в машины, работающие как на бензиновых, так и на дизельных двигателях. Назначение приспособления вытекает из принципов его работы. Также речь пойдет о последствиях, наступающих при вынимании катализатора из транспортного средства.
Устройство каталитического нейтрализатора
Без исправного катализатора невозможно представить корректную работу выхлопной системы современного ТС. Она содержит нейтрализатор, который состоит из следующих элементов:
- корпуса из металла, включающего патрубки для поступления и вывода токсичных веществ;
- монолитного блока из керамики, имеющего ячеистую фактуру;
- особой «прокладки» для преобразования вредных веществ, представляющей собой покрытие ячеистой фактуры;
- защитного кожуха из металла.
Стоит отметить, что «классическое» устройство катализатора автомобиля предполагает использование для конструкции драгметаллов. В некоторых моделях они заменены на золотые вкрапления, что позволило снизить себестоимость производства.
Устройство катализатора нацелено на нейтрализацию окислов азота, угарного газа и углеводорода. Благодаря этому устройства стали называть трехкомпонентными. Оксиды азота являются компонентом смога, вызывают кислотные дожди (вред для человека). Если в воздухе отмечается большая концентрация угарного газа, то это может навредить окружающим людям. Что касается углеводородов, то они также оказывают на организм человека вредное воздействие, когда превышена допустимая концентрация.
Принцип действия катализатора
Если детально разобрать принцип работы катализаторов, то можно выделить несколько стадий, идущих по порядку:
- Токсичные вещества поступают в блоки из керамики, в которых идет распределение по ячейкам до полного заполнения.
- Драгметаллы вступают в реакцию с углеводородами, преобразуя их в пар. Окисление действует и на угарный газ, превращая его в углекислый. Родий служит для преобразования оксида азота.
- На выходе получаются в достаточной степени безопасные химические соединения.
Для дизельных двигателей предусмотрен дополнительный элемент катализатора — сажевый фильтр. В некоторых моделях элементы располагаются отдельно. Дополнительный элемент позволяет дополнительно снижать концентрацию вредных веществ.
Чтобы эффективно преобразовывать вредные вещества, необходима высокая рабочая температура. Первичное преобразование начинается только с 300 градусов по Цельсию. Как правило, идеальной рабочей температурой считается промежуток от 400 до 800°С. Если катализатор нагревается сильнее, то это быстро выведет его из строя.
Существуют не только керамические нейтрализаторы, способные выдерживать высокие температуры. Заменой можно считать металлическую матрицу из гофрированной фольги. Принцип работы очень схож, так как используются одни и те же драгметаллы.
Срок службы катализатора
Принято измерять срок службы изделия в километрах пробега. Усредненным показателем выработки считает 100 тысяч километров. Если же правильно эксплуатировать устройство, то ресурс катализатора можно увеличиться до 200 тысяч километров.
Главные причины преждевременных поломок катализаторов: какие-либо неполадки и сложности с двигателем и характеристики используемого топлива. Стоит отметить, что обедненная смесь приводит к перегревам, а богатая засоряет пористый блок небольшими сегментами несгоревшего топлива. Остатки усложняют процесс нейтрализации вредных химических элементов, что снижает сроки службы КН
.
Не стоит забывать и о механическом воздействии, которое также может значительно сократить срок эксплуатации каталитического нейтрализатора. Особый вред наносится керамическим нейтрализатором. Возникающие трещины, даже самые мельчайшие, ведут к быстрому износу блоков.
На что влияет катализатор? Особое оснащение бортового компьютера служит для фиксации даже малейших неисправностей различных узлов, включая и нейтрализатор. Если возникли неполадки, на приборную панель поступит сообщение об ошибке. Кроме того, неисправность приведет к появлению дребезжания и повышенному расходу топлива. При возникновении вышеописанных проблем важно заменить устройство на новое.
Так как починить катализатор затруднительно, а иногда и невозможно, то многие владельцы транспортных средств просто выбрасывают их. Также конструкция не представляет возможности почистить устройство.
Если катализатор вышел из строя, то важно удостовериться в этом на станции технического обслуживания. Когда «диагноз» подтвержден, то у владельца авто есть несколько вариантов решения, в частности:
- приобрести новый каталитический нейтрализатор;
- самостоятельно удалить деталь, а в бортовой компьютер загрузить обновления;
- установить обманное устройство на кислородный датчик.
В последнем случае можно использовать либо электрическую, либо механическую «обманку». Стоит отметить, что автомобилист вынужден будет мириться с повышенным расходом топлива при запуске, а также неприятным запахом.
В случае приобретения нового устройства на руках останется старый катализатор. Так как в его состав входят драгоценные металлы, предназначенные для нейтрализации вредных продуктов сгорания бензина, то есть возможность сдать каталитический нейтрализатор в особый пункт приема за достойное вознаграждение.
Стоит отметить, что извлечение драгоценных металлов собственными силами – практически невыполнимая задача. Для этого потребуется особое технологическое оборудование. Приобретать его для разового извлечения металла — очень затратное мероприятие. Особое технологическое оборудование стоит покупать только для извлечения драгоценных металлов в промышленных масштабах. Так как суммарный вес палладия, родия и платины (в некоторых моделях золота) не превышает 0,1 грамма, то только при достаточно больших объемах переработки можно получить прибыль. Наша компания специализируется на извлечении драгоценных металлов из старых катализаторов.
У вас есть вопросы?
Оставьте комментарий и мы обязательно ответим