Что такое лямбда-зонд и как это работает
В современном мире значительно ужесточились экологические нормы для автомобилей, для чего устанавливаются каталитические конвертеры, отвечающие требованиям ЕВРО-3,4,5. Автомобильный преобразователь предназначен для нейтрализации вредных компонентов отработанных газов и предотвращения их проникновения в атмосферу. Эффективность катализатора обеспечивает полноценный слой драгметаллов, который преобразует токсичные вещества в нейтральные, что и обуславливает ценность ката после выхода из строя, ведь можно продать б/у катализатор дорого, если вовремя обнаружить его неисправность.
Также эффективность нейтрализатора выхлопа зависит от оптимального состава топливно-воздушной смеси, которую контролирует лямбда-зонд. Именно о нем и пойдет речь.
Что такое кислородный датчик
Название датчика происходит от 11-й буквы греческого алфавита λ – лямбда и в автомобилестроении она обозначает избыток воздуха в топливно-воздушной смеси (ТВС). По сути, это прибор для измерения состава отработанных газов для поддержания оптимальной комбинации кислорода и бензина.
В идеальном варианте смесь должна состоять из 14,7 частей воздуха и 1 части топлива. Обеспечить точность доступно только при помощи системы питания с электронным впрыском, применяя в цепи обратной связи лямбда-зонда.
Избыточность кислорода в ТВС измеряется путем определении в выхлопе объема остаточного кислорода (О2), потому датчик устанавливают в выпускном коллекторе перед каталитическим конвертором.
Некоторые модели авто оснащены вторым автокатом, размещенным на выходе, что обеспечивает точность приготовления ТВС и контроль эффективности работы нейтрализатора.
Неисправный преобразователь выхлопа оказывает влияние на работоспособность выхлопной системы и других важных узлов, потому важно вовремя произвести замену катализатора, а чтобы удешевить ремонтные работы компания Кatalizatoroff предлагает сдать старый катализатор в скупку и получить материальную компенсацию.
Принцип работы λ-зонда
Кислородный датчик вмонтированный в выхлопную трубу состоит из:
- твердого электролита Zr02
- наружного и внутреннего электрода
- контакта заземления
- «сигнального контакта».
Точность измерения состава ТВС зависит от температуры. Необходим разогрев от 300-400 градусов, при которых циркониевый электролит обретает проводимость. Выходное напряжение на электродах λ-зонда создает разница в объеме атмосферно кислорода и воздуха в выхлопной трубе. При запуске двигателя на холодную управление впрыском топлива происходит без датчика кислорода.
Чтобы нарастить чувствительность кислородного датчика при низкой температуре и на запуске холодного мотора применяют дополнительный нагревательный элемент, расположенный внутри керамического тела λ-зонда, подключая его к электропитанию авто.
Чем опасен неисправный лямбда-зонд
При неисправном кислородном датчике ЭБУ автомобиля работает по усредненным параметрам, а образующаяся топливно-воздушная смесь отличается от оптимальной. В результате поломки λ-зонда:
- повышает расход горючего
- двигатель неустойчиво работает на холостых оборотах
- увеличивается содержание СО в отработанном газе
- снижается мощность мотора.
Применение обманки лямбда-зонда происходит, когда решено удалить и продать б/у катализатор, но электроника авто не распознает «чужие» сигналы и не применяет их при коррекции состава ТВС. В итоге поломки лямбда-зонда выхлопная система машины работает некорректно, отравляя окружающую среду токсичными выхлопами.
У вас есть вопросы?
Оставьте комментарий и мы обязательно ответим