Каталитический нейтрализатор: принцип работы

Каталитический нейтрализатор: принцип работы

Когда начинающий водитель сдает свой автомобиль Киа Сид на диагностику в СТО, так как мотор стал «почему-то» барахлить, то с удивлением узнает, что из строя вышел катализатора. Да, к сожалению, не все автолюбители и не догадываются, что такой агрегат находится в их машине и уж тем более не в курсе принципа его функционирования.

Именно поэтому этой неосведомленностью часто пользуются мошенники, скупающие отработанные катализаторы за копейки, лишая их незадачливых владельцев довольно внушительных денежных средств. Что же такое катализатор Киа Сид и почему он даже после выхода со строя способен принести существенное вознаграждение? Разберемся чуть поподробнее.

Что такое катализатор

В общем случае катализатор в машинеэто специальный очищающий фильтр, с помощью которого отработанные газы, вырабатывающиеся в двигателе внутреннего сгорания, обезвреживаются и только после этого попадают через глушитель в земную атмосферу, не причиняя ей вреда. А вред это весьма существенный, учитывая, что совокупный мировой автопарк приближается к отметке в 1 млрд. ТС.

Конструкция катализатора представлена такими основными компонентами:

  • внешний кожух: материал изготовления сталь, форма в виде параллелепипеда;
  • два патрубка (входной/выходной): встроены во внешний корпус, задача — через него газы поступают внутрь фильтра и выводятся в атмосферу далее после разложения на безвредные компоненты;
  • лямбда-зонды: датчики монтируются в вышеуказанные патрубки, задача — контроль очистки выхлопов.
  • внутренний наполнитель (или иначе монолит): основная конструктивная деталь катализатора, представлена мелкоячеистой матрицей с мелкими сквозными каналами, задача — обезвреживание автовыхлопов.

Если с внешним защитным корпусом, в котором есть два патрубка с вмонтированными датчиками, все более или менее понятно, то вот как работает наполнитель надо разобраться.

Количество мелких сквозных каналов, через которые фильтр должен свободно пропускать газы, может достигать 8000. Почему так много?  Потому что размер внешнего корпуса ограничен местом, где монтируется катализатора (под днищем Киа Сид сразу за выходным коллектором). А такое значительное количество позволяет сформировать достаточно внушительную общую площадь внутренней поверхности данных каналов. В ней как раз и вся суть.

Читайте также:  Норникель: "Цены на металлы компенсируют падение производства"

Как работает катализатор

На указанную поверхность наносится специальное напыление, называемое каталитический слой. Название не случайно: состав слоя содержит ценные металлы платиновой группы: собственно сама платина, палладий, родий или иридий. Все эти металлы, еще называемые металлы-платиноиды, обладают уникальным свойством — ускоряют протекание химической реакции окисления отравляющих выхлопов.

Непосредственно процесс работы катализатора выглядит так:

  • в камере сгорания ДВС после очередного такта образуются отработанные газы;
  • они через выпускной коллектор попадают в выхлопную систему Киа Сид и первое, что встречают на своем пути к выходу в атмосферу — катализатор;
  • через входной патрубок кожуха, в который встроен датчик, фиксирующий состав выхлопов, газы заполняют поры матричной структуры наполнителя;
  • учитывая, что температура газов довольно высокая (от350 до 750°С), то после соприкосновения с каталитическим слоем газы начинают окисляться, преобразовываясь в безопасные компоненты (вода, азот и углекислый газ);
  • окислившись, газы через выходной патрубок внешнего корпуса проходят в выхлопную систему дальше к глушителю. Второй датчик — лямбда-зонд — фиксирует уровень очистки выхлопов и передает данные в ЭБУ (электронный блок управления) Киа Сид.

Причины поломки катализатора Киа Сид

Удаление катализатора Киа Сид — обычная процедура после того, как машина проедет порядка 120-150 тыс. км. Хотя этот срок может оказаться и короче из-за ряда существенных проблем,  с которыми сталкивается конструкция каталитического нейтрализатора.

Первой и основной причиной преждевременного выхода катализатор из строя является некачественный бензин. Если заправка низкокачественным топливом становиться регулярной. Причина в тех примесях, которые содержаться в топливе и не сгорают при очередном такте в ДВС.

Вместе с отработанными выхлопами эти несгоревшие остатки попадают внутрь катализатора и постепенно оседают на каталитическом слое. Функциональность катализатора начинает снижаться, так как качество соприкосновения становится хуже, кроме того, и без того узкие каналы закупориваются, препятствую свободному проходу выхлопов. 

Читайте также:  Как узнать выбит или нет катализатор?

Помимо сказанного, часть остатков и вовсе возвращается в камеру сгорания, где не только приводит к задирам на цилиндрах и росту расхода масла, но и после окончательно дожига вновь заполняет в наполнитель. Однако при этом температура выхлопов существенно возрастает и может превысить 750°С. А это уже предельный порог, после которого керамика начинает оплавляться. Сквозные каналы закупориваются полностью, и такой каталитический фильтр перестает работать.

Еще одной причиной поломки катализатора может стать физическая поломка, а точнее раскалывание наполнителя. При сильном ударе по корпусу катализатора (встречный камень при движении) или попадании холодной воды на горячий кожух (дорожная лужа) керамика может не выдержать и расколоться на части.

В таком случае внешним признаком будет служить грохот при наборе скорости автомобилем. Шум создают отколовшиеся куски керамического наполнителя, ударяющиеся о стенки кожуха катализатора. Необходимо срочное удаление нейтрализатора, так как разрушение монолита продолжится, а часть керамики может попасть в цилиндры.

Утилизация катализатора

После того как стало ясно, что катализатор забит, необходимо продать катализатор б/у. Цена вопроса зависит от целого ряда факторов и первый из них профессионализм сотрудников компании, занимающейся переработкой отработанных катализаторов.

Самый правильный шаг — сдать на утилизацию катализаторы б у в нашу компанию, минуя всяческих посредников.

Наши преимущества:

  • — официальный статус легальной деятельности;
  • прозрачная и комплексная процедура оценки отработанного катализатора перед приемкой на утилизацию;
  • максимальная цена за забитый фильтр;
  • оперативная работа, в том числе выезд по указанному адресу для удаления катализатора.

Комплексная оценка фильтра включает в себя оценку сохранения наполнителя, а также страну происхождения детали. Дело в том, что в зарубежных нейтрализаторах содержание ценных металлов выше, что предварительно определяется по идентификационному номеру катализатора по каталогу. Также в расчет окончательного размера денежного вознаграждения берутся текущие биржевые котировки на ценные металлы, содержащиеся в каталитическом слое.

11.10.2021
Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

У вас есть вопросы?

Оставьте комментарий и мы обязательно ответим
Узнайте примерную стоимость вашего катализатора

    Заполняя форму, я соглашаюсь с условиями обработки моих персональных данных

    Читайте также

    Сдача б/у старых автомобильных катализаторов в Уфе
    Сдача б/у старых автомобильных катализаторов в Уфе 04.05.2019

    Сдача катализаторов в Уфе Автомобильный катализатор — неотъемлемая часть выхлопной системы автомобиля, помогает очищать газы от вредных элементов, доводит их до состояния безвредного дыма, который в итоге и попадает в окружающую среду. Несмотря ...

    Подробнее
    Скупка катализаторов в Москве с Выездом
    Скупка катализаторов в Москве с Выездом 10.11.2018

    Скупка катализаторов в Москве с Выездом Каждый современный водитель и просто автолюбитель знает, что автомобиль – это не просто средство передвижения, это в первую очередь, многофункциональная система, которая заботится о комфорте своего владельца, ...

    Подробнее
    Подпишитесь и не пропускайте выгодные предложения
    © 2022 Права Защищены"
    Пользовательское соглашение
    Политика конфиденциальности