Каталитический конвертер: роль, ресурс, влияние

Каталитический конвертер: роль, ресурс, влияние

Для отлаженной и безопасной работы выхлопная система современного автомобиля оснащена каталитическим нейтрализатором (КН). К сожалению, детали свойственно выходить из строя, так как топливо бывает не лучшего качества. Попробуем более подробно понять роль катализатора в автомобиле и то, как следует поступать, если КН засорился.

Что такое катализатор

Каталитический конвертер — это один из главных элементов современного транспортного средства, имеющего двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Именно благодаря ему атмосфера, которая нас окружает, не перегружена вредными химическими выбросами, а экология становится гораздо чище. Однако, невзирая на свои преимущества, нейтрализатор доставляет немало хлопот водителю. В худшем случае он может безнадёжно испортить мотор автомобиля. 

Устройство КН

Задача работы катализатора — очищать вредные выхлопы. Местом расположения детали служит выпускная система авто. Когда нейтрализатор работает, то в его структуре происходят интенсивные химические преобразования, в частности, переход опасных компонентов в безопасные. По окончании этой реакции остатки веществ выхлоп выбрасывает наружу. 

Находится катализатор рядом с выпускным коллектором автомобиля. Он может иметь две разновидности конструкции, которые выполняют функции преобразователей, в виде: 

  • бусин из керамики;
  • сот.

В большинстве случаев изготовители автомобилей предпочитают использовать соты. 

В целом, катализатор состоит: 

  • из подложки. Это прочный пористый материал;
  • из внешней «рубашки». Её функция состоит в том, чтобы площадь, на которой расположен каталитический материал, была максимальной. Что касается каталитического материала, то он представлен металлами, относящимися к платиновой группе;
  • собственно, из каталитического материала. В зависимости от технологий, применяемых производителями, это могут быть платиновые, родиевые либо палладиевые элементы. 

Большинство нейтрализаторов, установленных в современные автомобили, изготовлены из керамических либо металлических материалов. Керамика стоит гораздо дешевле, но прочность у неё очень слабая. Если автомобиль вдруг «скакнёт» на ухабе или бездорожье, то керамика может разрушиться. Не менее опасно и попадание на неё кипятка. 

Читайте также:  Падение спроса на автомобили снижает цены на палладий

Если часто менять каталитический нейтрализатор в автомобиле, то это приводит к существенным денежным расходам. Именно поэтому оптимальный вариант, несмотря на кажущуюся изначальную дороговизну — установка катализатора, монолит которого изготовлен из металла. 

Опытные водители разделяют каталитические нейтрализаторы на три основные группы. Такое негласное деление зависит от того, в каком состоянии находится катализатор. Он может быть: 

  • рабочим;
  • частично рабочим;
  • неспособным к работе.

Независимо от состояния нейтрализатора, на ресурс катализатора напрямую влияет пробег автомашины. Например, по европейским меркам его необходимо менять уже после пробега 100 000 км. 

Особенности работы КН

Устройство работает, исходя из химических реакций, протекающих внутри изделия. Реакции Они нейтрализуют опасность вредных выбросов в атмосферу. Это: 

  • окись азота;
  • углерод и его различные группы. 

Главным компонентом нейтрализатора является внутренний блок — монолит — из металла или керамики. В монолите есть мелкие соты с нанесёнными на их стенки напылением, содержащим драгметаллы в виде различных сплавов: 

  • иридий с платиной;
  • палладий с родием.

Когда происходит контакт вредных химических соединений с активными поверхностями, то они сгорают, после чего через выхлопную трубу выводятся наружу. Остаются N2 и CO2, безвредные для людей и окружающей среды. Что касается палладия и платины, то они выполняют функцию окисления, ускоряя процесс горения углеводородных соединений. Элемент, обладающий активностью, находится в кожухе из металла с теплоизоляционным слоем.

Нейтрализаторы не только работают с вредными химическими веществами, но и сильно влияют на то, как работает двигатель автомашины. Датчики, расположенные в устройстве, подают сигналы, которые считывает «мозг» автомобиля. Благодаря такой функции рабочая смесь будет действовать оптимальным образом.

Рабочий ресурс нейтрализаторов

Каталитические нейтрализаторы исправно служат не больше 100000 км пробега. По истечении этого срока фильтры начинать снижать свою эффективность: изделия подгорают и становятся непригодными к дальнейшей работе. Как итог: очищения выхлопов не происходит, поэтому катализатор нужно заменить или демонтировать. Нередки случаи применения отечественного бензина плохого качества. В нём содержатся вредные примеси, быстро выводящие катализатор из строя. 

Читайте также:  Почему катализатор дорогой и уникальный

Безусловно, речь идёт о типичных проблемах, возникающих при эксплуатации автомобилей «бюджетного» класса, например, недорогих вариантов «Хюндай» или «Киа». Спустя некоторое время у них может произойти полный развал нейтрализатора, даже если пробег транспортного средства ещё не достиг заявленной величины.

Подобные ситуации всегда требуют незамедлительного ремонта КН. Если этого не сделать, оттягивая ситуацию до последнего, то пыль, образующаяся от керамического элемента, неизбежно попадёт в двигатель, минуя коллектор выпуска. Как результат — придётся платить не только за ремонт системы выхлопа, но и ремонтировать силовую установку.

На что влияет катализатор? У современных автомашин в электронном арсенале имеются специальные датчики, определяющие, насколько исправен нейтрализатор и нуждается ли он в замене. Неслучайно такие датчики «классифицируют» неисправность устройства, как сбой в работе двигателя. Фраза «check engine», которая появляется на экране сервиса авто — сигнал того, что проблема требует незамедлительного решения.

Нужно обязательно посетить автосервис, чтобы опытные специалисты провели тщательную диагностику состояния машины и определили, как следует поступить с катализатором. КН можно полностью заменить либо снять, временно поставив «обманку». В любом случае, игнорировать такую серьёзную неисправность нельзя, так как впоследствии придётся заплатить за услуги по ремонту гораздо больше.

19.03.2021
Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

У вас есть вопросы?

Оставьте комментарий и мы обязательно ответим
Узнайте примерную стоимость вашего катализатора

    Заполняя форму, я соглашаюсь с условиями обработки моих персональных данных

    Читайте также

    Что делать со старым катализатором от авто?
    Что делать со старым катализатором от авто? 10.01.2022

    На сегодняшний день неотъемлемой частью современной выхлопной системы транспортного средства является каталитический нейтрализатор, а именно его глушители. Внешняя конструкция авто катализатора представляет собой утолщённую часть глушителя, внутри ...

    Подробнее
    Формованный сплав, который может снизить цену на катализаторы для автомобилей
    Формованный сплав, который может снизить цену на катализаторы для автомобилей 07.04.2021

    КИОТО. Исследовательская группа сообщила, что она разработала прочный сплав, который может удалять оксиды азота из автомобильных выхлопов и который на 90 процентов дешевле, чем традиционный материал, который стоит дороже золота.«Очистка выхлопных ...

    Подробнее
    Подпишитесь и не пропускайте выгодные предложения
    © 2023 Права Защищены"
    Пользовательское соглашение
    Политика конфиденциальности