Сотни миллионов автомобилей, ежедневно бороздящих бесчисленные дороги, уже около ста лет существенно облегчают жизнь людям. Однако обратной стороной такой помощи является их конструктивная особенность. А именно наличие у подавляющего большинства авто двигателей двух основных типов:
- ДВС (двигатель внутреннего сгорания);
- дизель.
Оба варианта двигательной установки в результате своей деятельности вырабатывают токсичные компоненты, содержащиеся в отработанных выхлопных газах. Вредные составляющие попадают в атмосферу, постепенно нанося ей непоправимый урон.
В качестве борьбы с данной актуальной проблемой был создан специальный фильтр — каталитический нейтрализатор или просто катализатор. Агрегат монтируется сразу за выхлопным коллектором до резонатора в каждый современный автомобиль. Это требования целого ряда государств, по соответствию ТС нормам Евро.
Разберем детальнее конструктивные особенности данного фильтра. Прежде всего, стоит сразу отметить, что все катализатора делятся на две основные группы: керамические и металлические. Принцип работы у изделий одинаковый, но конструкции и материал изготовления — отличаются.
Так какой катализатор лучше керамический или металлический? Для ответа на этот вопрос ознакомимся для начала с общими конструктивными особенностями каталитического фильтра.
Итак. Каталитический нейтрализатор — это особенная деталь в конструкции авто, которая непосредственного участия в движении ТС не принимает, но самым кардинальным образом влияет на состав выхлопных газов, попадающих в атмосферу Земли.
Именно функциональной задачей и обуславливается место расположения катализатора под днищем авто. А это в свою очередь, учитывая агрессивность месторасположения, заставило конструкторов создать прочный стальной внешний корпус (защитный кожух) катализатора. Это необходимо для защиты внутренних компонентов детали от внешних воздействий во время быстрой или неаккуратной езды.
В корпус вмонтированы два патрубка — входной и выходной, в которые, в свою очередь, встроены специальные датчики. Это лямбда-зонды, основная задача которых заключается в контроле качества очистки отработанных углеводородов, попадающих внутрь катализатора из камеры сгорания двигателя. На этом конструктивная общность металлических и каталитических нейтрализаторов заканчивается. Далее разберем каждый вариант отдельно.
Керамический катализатор
Название катализатора говорит о том, что основной компонент детали — внутренний наполнитель — изготавливается из огнеупорной керамики. Как правило, при изготовлении монолита используется карбид кремния или экструдированный магниево-алюминиевый силикат.
Структура монолита — мелкоячеистая матрица с множеством мелких сквозных ячеек, каналов, через которые свободно пропускаются выхлопы. Общее количество таких полых ячеек может достигать 8000. Необходимость подобной конструкции связана с задачей достижения максимальной площади ячеек.
На поверхность монолита наносится особый слой (каталитический) из металлов-платиноидов, выступающих в роли катализаторов — ускорителей химической реакции разложения токсичных составляющих выхлопов. Толщина стенок керамических ячеек варьируется от 0,05 до 0,1 мм.
Перед тем, как происходит напыление каталитического слоя, предварительно наносится активирующий слой, содержащий силикаты, оксиды магния и алюминия.
Преимуществом керамического катализатора, помимо выполнения им основной задачи по очистке выхлопов, является более низкая стоимость по сравнению с металлическими собратьями.
Но есть и существенные недостатки такого фильтра, среди которых следует выделить следующие:
- более короткий ресурс детали, ограничивающийся 120-150 тыс. км автопробега, который еще больше сокращается при некачественном топливе;
- хрупкость монолита: удары во время движения или попадание холодной воды на раскаленную поверхность кожуха могут привести к разрушению керамических сот.
Металлические катализаторы
Вторая группа каталитических нейтрализаторов с металлическим монолитом отличается от керамических фильтров материалом изготовления монолита. Стальные листы сворачиваются особым спиралевидным образом, также образую матричную структуру со сквозными ячейками.
Материалом изготовления внешнего кожуха такого катализатора является коррозионностойкая сталь. Это минимизирует процесс образования ржавчины, появляющейся из-за влаги, которая, в свою очередь, появляется как результат превращения вредных составляющих выхлопов в нейтральные соединения.
Хромо-никелевая сталь внешнего корпуса катализатора чрезвычайно устойчива к кислотной среде и высоким температурам. Все это в совокупности увеличивает срок службы катализатора с металлическим наполнителем на 3-5 лет, что равно почти двукратному росту.
В качестве материала монолит выступает тонкая фольга (толщина 0,05 мм) в составе которой иттрий и гафний. Они увеличивают электропроводимость металлических листов, а также делают их более прочными. Монолит припаивается к внешнему корпусу катализатора. Поверхность монолита также покрывается каталитическим слоем, как и в случае с керамическим катализатором.
Важным достоинством таких катализаторов является повышенная стойкость к внешним воздействиям, а также высокая устойчивость к высоким температурам, меньшее влияние на расход топлива и увеличенный период качественного функционирования.
Единственное, что выделяется у катализатора как недостатки — это высокая стоимость фильтра и более сложное устройство.
Утилизация катализатора
Когда срок эксплуатации катализатора подходит к концу, то это сразу сказывается на работе всей двигательной установки. Скоростные динамические характеристики заметно ухудшаются, двигатель все чаще глохнет на холостом ходу. Иногда под днищем слышен грохот во время движения.
Если наблюдаются подобные симптомы, значит, пришло время продать катализаторы дорого. Почему дорого? Потому что в состав каталитического слоя входят металлы платиновой группы: платина, палладий, иридий, родий. Цена таких металлов гораздо выше цены золота за сопоставимый объем.
Узнав об этом, многие загораются желанием узнать о том, сколько платины в катализаторе автомобиля. Стоит сразу разочаровать любителей легкой наживы. Во-первых, извлечь металлы из каталитического слоя без соответствующего дорогостоящего оборудования невозможно. А во-вторых, количество той же платины измеряется десятыми и сотыми долями грамма.
Именно поэтому утилизировать катализаторы бу лучше в специализированных компаниях, например, такая, как наша. Мы сможем принять и объективно оценить любой катализатора автомобильный. Драгметаллы, цена которых формируется с учетом биржевых котировок, позволят получить вам существенный размер денежного вознаграждения. Его можно использовать как первый взнос для покупки нового катализатора.
У вас есть вопросы?
Оставьте комментарий и мы обязательно ответим