Технологии не стоят на месте и на сегодня каждый современный автомобиль — это достаточно сложный агрегат. Далеко не каждый владелец транспортным средством, особенно, если это начинающий водитель, может знать о всех нюансах работы двигательной установки и прочих систем авто. Более того, многие даже не знают о наличии в конструкции автомобиля тех или иных достаточно важных деталей. В случае выхода со строя данных компонентов автомобиль начнет вести себя необычно, о чем будут свидетельствовать ряд симптомов.
В полной мере это касается и такой важного компонента конструкции авто как катализатор (каталитический нейтрализатор автовыхлопов).
Данный автокомпонент предназначен для очистки отработанных углеводородов от токсичных составляющих, а именно:
- от угарного газа (СО);
- от несгоревших углеводородов (СН);
- от оксида азота (NOx).
Как же устроен каталитический нейтрализатор, а также за счет чего удается агрегату превращать вредные выхлопы в безобидные элементы? Постараемся разобраться хотя бы в общем плане.
Устройство катализатора
В состав катализатора входят такие элементы как:
- внешний корпус, выполняющий защитную функцию;
- внутренний наполнитель, в котором и происходит превращение токсичных выхлопов;
- входной и выходной патрубок;
- лямбда-зонды;
- теплоизолирующий слой.
Основой является стальной корпус. От его прочности зависит то, какой степени внешний удар сможет выдержать конструкция катализатора.
Внутренний наполнитель — основная деталь фильтра. Монолит (иное название компонента) представлен керамическими ячейками-сотами в виде матрицы или свернутыми в спираль металлическими листами. В зависимости от материала изготовления монолита говорят о керамических и металлических катализаторах.
Первые более популярны из-за более низкой цены. Однако обратная сторона этого преимущества — относительно короткий ресурс службы изделия в сравнении с вариациями с металлическим наполнителем.
Патрубки предназначены для монтажа фильтра в выхлопную трубу, а лябда-зонды — для контроля степени очистки выхлопов.
Как работает фильтр
Деталь размещается за выпускным коллектором транспортного средства. Необходимость такого положения объясняется тем, чтобы не успевшие остыть отработанные газы из двигателя сразу попадали внутрь катализатора и заполнили пористую структуру монолита.
Поверхность ячеек наполнителя покрыта специальным напылением, с содержанием металлов-платиноидов. Данные металлы являются ускорителями химической реакции разложения вредных компонентов. Это платина, палладий, родий или иридий.
Успешное протекание химической реакции обеспечивается температурой газов на уровне не меньше 350-400°С. Это как раз и обеспечивается размещением каталитического блока сразу за указанным коллектором. Если температура по каким-либо причинам ниже, никакого процесса не будет и очистка не наступит.
Как узнать, забит ли катализатор
По мере того как автомобиль эксплуатируется, изнашиваются его агрегаты и детали. Не является исключением и катализатор. Он даже в первую очередь подвергается износу, причем преждевременный износ обусловлен рядом факторов, о которых желательно знать заранее. Как узнать, что забит катализатор?
Первыми признаками, свидетельствующими о забитости ячеек наполнителя катализатора, являются следующие:
- падение мощностных показателей двигательной установки, что проявляется в снижении максимальной скорости, а также ухудшающимся разгоном и более медленным набором заданной скорости;
- проблемный запуск как холодного, так и уже прогретого мотора;
- полный отказ при пуске мотора;
- при работающей силовой установке в салоне появляется металлический запах;
- при работе мотора обороты непроизвольно спадают или нарастают.
- на приборной доске зажигается индикатор Check Engine.
Почему фильтр перестает нормально функционировать
Одной из популярных причин снижения работоспособности катализатора является закупорка сквозных ячеек монолита. Это затрудняет проход отработанным газам. Причиной тому является плохой бензин. Часть углеводород не догорает, оставшиеся продукты в виде сажи оседает на поверхности и так очень мелких ячеек постепенно перекрывают их.
Дожигание остатков углеводородов осуществляется в носителе, что повышает температуру катализатора выхлопной системы до запредельных показателей (свыше 800-1000°С). Керамические соты монолита не выдерживают и оплавляются, закупоривая ячейки.
Кроме того, попадание по корпусу катализатора во время движения посторонних предметов может просто разрушить целостность пористой структуры монолита.
Проверка забитости катализатора
Выяснение забит катализатор или нет, можно осуществлять самостоятельно или с привлечением соответствующего специалиста.
Вариант 1
Одним из вариантов является визуальный осмотр катализатора с предварительным его извлечением из авто. Однако агрегат, после эксплуатации авто в разных условиях, бывает очень сложно снять.
Если же катализатор все же снят и вскрыт, то высыпание из него остатков монолита говорит о разрушении фильтра. Такой катализатор подлежит только удалению.
Можно просто попытаться просветить туннели ячеек обыкновенным фонариком. Если свет проходит сквозь пористую структуру, значит, фильтр еще поработает. Если же просветов нет или их очень мало — функционирование фильтра на исходе.
Вариант 2
Еще один вариант связан с ручным методом определения забитости катализатора. При работе двигателя на холостых оборотах следует попытаться рукой, одетой в перчатку прикрыть выхлопную трубу. Если катализатора пропускает газы как необходимо, то сделать это будет затруднительно. В противном случае — катализатор забит.
Вариант 3
Более технологичный вариант. Манометром измеряется давление в выпускном коллекторе, который следует подсоединить к штуцеру, заменив тем самым входной лямбда-зонд, выполняющий роль датчика остаточного кислорода. Если при оборотах силового агрегата в 2500 об/мин показания больше 0,3 кгс/см2 — катализатор забит.
Если указанные выше признаки присутствуют, то необходимо катализатора удалить. После удаления катализатора следует осуществить перепрошивку ЭБУ авто, чтобы система контроля не выдавала ошибку.
Куда продать катализатор, вышедший со строя? В нашу компанию, которая занимается промышленной утилизацией катализаторов бу. За это вы получите существенное денежное вознаграждение.
У вас есть вопросы?
Оставьте комментарий и мы обязательно ответим