Как проверить катализатор забит или нет, если видимые признаки отсутствуют?

Как проверить катализатор забит или нет, если видимые признаки отсутствуют?

Каталитический нейтрализатор автомобильных выхлопов — неотъемлемая часть конструкции каждого современного автомобиля, оснащенного двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Агрегат предназначен для очистки отработанных выхлопных газов от токсичных компонентов.

Внешне катализатор похож на обычный глушитель, но размещается в выхлопной системе еще до него сразу за выпускным коллектором. И если внешне детали чем-то схожи, то внутренняя конструкция каталитического нейтрализатора принципиально отличается. Из чего же состоит данная автомобильная деталь?

Как и в глушителе, внешний корпус у детали стальной, но еще более прочный. Это необходимо для защиты внутренних деталей от повреждений, учитывая, что катализатор врезается еще на сборочном этапе в выхлопную систему под днищем автомобиля.

Внутренний компонент представлен специальным наполнителем (второе название — монолит), который, как правило, изготавливается из огнеупорной керамики или тонких стальных листов. В зависимости от материала наполнителя различают два основных вида — керамические и металлические катализаторы.

Первая группа катализаторов более популярная, так как цена ниже изделий из металла. Однако керамические катализаторы мене прочные, поэтому выходят со строя гораздо раньше своих металлических собратьев. Причина в материале — керамике. Но об этом чуть позже, после выяснения устройства фильтра и принципа его работы.

Наполнитель, размещающийся внутри прочного корпуса, является ни чем иным как своеобразным ситом — фильтром, сквозь который и проходят выхлопные газы, до вывода в атмосферу. Ячейки такого фильтра очень маленькие и общее их количество может достигать цифры в 8000. Такое большое количество необходимо для достижения максимальной общей площади внутренней поверхности сквозных каналов катализатора.

Именно с этими каналами и связан основной принцип работы фильтра. На поверхность указанных каналов наносится специальный слой (называемый каталитическим), который содержит активные металлы-платиноиды. Уникальное свойство ценных металлов (а это, как правило, палладий, платина, родий или иридий) заключается в том, что они ускоряют протекание химических реакций. То есть фактически слово катализатор обозначает ускоритель.

Читайте также:  ЕС против ДВС

Так же в конструкцию агрегата входят два датчика — лямбда-зонды. Они монтируются во входной и выходной патрубок, которые имеются во внешнем корпусе. Датчики фиксируют состояние выхлопов до и после очистки. Данные передаются в электронный блок управления (ЭБУ) авто, где алгоритм определяет качество очистки.

Горячие отработанные газы через выпускной коллектор поступают в катализатор, заполняют сквозные каналы и соприкасаются с каталитическим слоем. Если температура газов не ниже 350°С, то начинается реакция окисления превращающая токсичные компоненты выхлопов в воду, азот и углекислый газ. Такова вкратце конструкция катализатора и принцип его работы.

Основными причинами прекращения работы каталитического фильтра является либо физическое разрушение наполнителя, либо забивание сквозных каналов, что приводит к резкому снижению пропускной способности фильтра.

Разрушенный катализатор: симптомы

Если во время движения автомобиля он наезжает на какое-либо препятствие или наскакивает на камень, то удар, нанесенный по защитному кожуху катализатора, может привести к разрушению монолита. Отколовшиеся куски керамического наполнителя будут ударяться о стенки внешнего корпуса, и создавать грохот при наборе скорости и сильном нажатии на педаль газа.

Сигналом о разрушении катализатора является существенно выросший расход топлива. Причина в том, что оптимальная температура дожига автомобильных выхлопов не поддерживается разрушенным катализатором. А это интервал от 350 до 750°С. ЭБУ автомобиля, получив соответствующий сигнал от датчика кислорода (вмонтированного в катализатор) увеличивает впрыск топлива.

 Также резко падает давление или степень выхода отработанных газов из глушителя. Это можно проверить даже тактильно прислонив руку к задней части глушителя — выхлопной трубе.

Забитый катализатор: симптомы

Как проверить катализатор, забит или нет? Зная конструкцию катализатора и особенно его внутреннюю часть наполнителя, казалось бы, что достаточно осмотреть состояние наполнителя, наличие сквозных каналов и можно сделать вывод о его работоспособности.

Теоретически все верно, но есть ряд иногда непреодолимых препятствий, а именно:

  • сложность демонтажа каталитического фильтра из той или иной модели автомобиля;
  • «прикипание» фиксирующего элемента катализатора, так что кроме как болгаркой вырезать фильтр невозможно.
Читайте также:  Спрос на на металлы для катализаторов растет

Если снять катализатор невозможно, то можно прибегнуть ко второму варианту диагностики — метод противодавления. Суть метода заключается в сверке текущего давления с оптимальными показателями при исправно работающем катализаторе.

Для этого необходимо манометр герметично вмонтировать вместо первого лямбда-зонда, который встроен во входной патрубок катализатора. После запуска силового агрегата и доведения оборотов до 2500-3000 выдерживают их в таком режиме 10-15 секунд. При этом фиксируются показания манометра:

  • 0,3 кгс/см2 — нормальная работа катализатора;
  • 0,35 кгс/см2 —  мотор не дорабатывался, повышенные показатели;
  • 0,5 кгс/см2 и выше — катализатор неисправен, необходима его замена или удаление.

Утилизация катализатора

Убедившись, что катализатор вышел со строя следует позаботиться о его дальнейшей судьбе, причем с выгодой для себя. Наличие в каталитическом слое ценных металлов позволяет заработать на катализаторе бу определенную сумму денежных средств.  

Но максимальную выгоду можно получить, только обратившись в легальные компании, основная деятельность которых — переработка автомобильных катализаторов. Обладая необходимым оборудованием, а также разрешением на осуществление данной деятельности, сотрудники смогут максимально точно определить количество ценных металлов, входящих в состав каталитического слоя. Это, в свою очередь, даст возможность обозначить максимальную цену за забитый катализатор.  Причем такие специализированные компании осуществляют удаление катализатора, чип тюнинг и целый ряд операций по демонтажу данного фильтра из выхлопной системы.

Можно ли ездить на автомобиле, если удалить катализатор? Можно. Более того, динамические качества мотора повысятся, а расход топлива даже снизится. Однако такому автомобилю будет закрыт въезд в ряд стран, где действуют достаточно строгие экологические ограничения. Только установка оригинального каталитического нейтрализатора или универсального фильтра позволит без проблем перемещаться по всем государства.

31.08.2021
Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

У вас есть вопросы?

Оставьте комментарий и мы обязательно ответим
Узнайте примерную стоимость вашего катализатора

    Заполняя форму, я соглашаюсь с условиями обработки моих персональных данных

    Читайте также

    Стоит ли удалять катализатор или нет?
    Стоит ли удалять катализатор или нет? 14.11.2021

    Каталитический преобразователь выхлопных газов это своеобразный фильтр, который со временем забивается, оплавляется или даже разбивается, и перед владельцем автомобиля встает вопрос удалять катализатор или нет? Что внутри катализатора Из чего ...

    Подробнее
    Какие катализаторы самые дорогие для сдачи?
    Какие катализаторы самые дорогие для сдачи? 19.04.2021

    В настоящее время автомобили, вне зависимости от установленного на них типа двигателя (дизельного или бензинового), обязательно оснащаются каталитическим нейтрализатором (КН). С дизельным мотором — сажевым фильтром, с бензиновым — керамическим либо ...

    Подробнее
    Подпишитесь и не пропускайте выгодные предложения
    © 2023 Права Защищены"
    Пользовательское соглашение
    Политика конфиденциальности