Представить сегодня жизнь человека без автомобиля практически невозможно. И если отсутствие личного транспортного средства еще может иметь веские основания, отказаться от общественного или грузового авто уж точно невозможно. Уже более ста лет люди эксплуатируют быстро возрастающий парк автомобилей.
И чем больше авто ежедневно выходит на дороги, тем более ощутимый урон они наносят окружающей среде, отравляя ее токсичными выхлопами, вырабатываемым двигателями внутреннего сгорания (ДВС) и дизельными установками. Все дело в том, что какой бы совершенной модели не был современный ДВС, добиться 100% безвредных выхлопов пока не удается.
Основной вред наносится следующими газами, которые являются продуктами горения:
- непосредственно сами углеводороды — СНх, являющимися основными составляющими смога;
- оксиды азота — NOx, также входит в состав смога;
- окись углерода — CO, бесцветный газ без запаха.
Именно поэтому все современные автомобили стали еще на стадии сборки на заводе-изготовителе оснащаться специальным фильтром — каталитическим нейтрализатором автомобильных выхлопов (или просто катализатор). Причем в разных марках авто может быть сразу несколько таких нейтрализаторов.
Как же устроен и какой принцип работы катализатора. Разберем подробнее.
Конструкция и принцип работы катализатора
Каталитический нейтрализатор — это агрегат в виде утолщенной трубы, монтируемый под днищем авто. Место расположения — сразу за выходным коллектором. Утолщение трубы — это внешний защитный корпус, который имеет входной и выходной патрубки.
С помощью их в катализатор поступают выхлопные газы и после преобразования выводятся через глушитель в атмосферу. Так же к этим патрубкам подключаются специальные датчики — лямбда-зонды. Их функция в контроле качества очистки выхлопных газов и передача полученных данных в электронный блок управления (ЭБУ) автомобиля.
Внутри защитного кожуха размещается наполнитель, еще называемый монолитом. Изготавливается данная деталь катализатора из огнеупорной керамики или металлических листов. И в одном и в другом случае конструктивной особенностью монолита является особая матрица, состоящая из большого количества очень мелких сквозных ячеек. В разрезе ячейки напоминают пчелиные соты.
Материал монолита разделяет катализаторы на две основные группы: керамические и металлические катализаторы. Независимо от материала монолита, на его поверхность наносится специальный слой, называемый еще каталитическим. В составе напыления входят металлы платиновой группы: платина, палладий, родий или иридий. Все чаще используется и традиционное золото, так как оно дешевле указанных драгметаллов.
Все указанные металлы обладают одним основным свойством, они могут выступать как катализаторы — ускорители протекания химической реакции разложения, когда выхлопные газы заполняют ячейки монолита и соприкасаются с их поверхностью.
Именно для этого и придумана такая оригинальная конструкция, так как таким образом в ограниченном пространстве внешнего кожуха достигается максимальная площадь поверхность монолита.
Однако конструктивные особенности монолита с одной стороны — это преимущество катализатора, а с другой — недостаток. Разберем более подробно причины выхода катализатор из строя, признаки их поломки и что делать с отработанным каталитическим фильтром.
Признаки выхода со строя катализатора
Как и любая деталь автомобиля, катализатор также имеет свой срок эксплуатации. А учитывая агрессивную среду, в которой функционирует фильтр, есть ряд аспектов, существенно сокращающих период качественной очистки фильтром выхлопных газов. Что же это за аспекты?
Прежде всего, это качество заправляемого в авто топлива. Если это бензин низкого качества, которым промышляют на сомнительного вида заправках, то готовьтесь к тому, что катализатор не выдержит заявленные заводом-изготовителем 120-150 тыс. км автопробега.
Остатки несгоревших углеводоров вместе с выхлопами будут поступать в каталитический фильтр и постепенно засорять его ячейки. Количество забитый сквозных ячеек будет постепенно увеличиваться, а эффективность работы катализатора существенно снижаться. Выражаться это будет в поведении работы двигательной установки. Так, динами ка набора скорости будет падать, на холостом ходу двигатель станет все чаще глохнуть.
Если во время начала движение при наборе скорости еще и слышится грохот в районе расположения катализатора, значить фильтр пострадал еще от важной одной причины поломки. Грохот создают отколовшиеся куски керамического наполнителя. Образоваться они могли от сильного внешнего удара, нанесенного, например камнем, попавшим по внешнему корпусу катализатора по время неаккуратного вождения.
Повышенная температура выхлопных газов (свыше 800°С) также может вывести каталитический нейтрализатор из строя. Мелкие керамические ячейки просто оплавляются и забивают сквозной проход. Что также снижает пропускную способность детали.
Удаление катализатор и прошивка
В случае выхода катализатора из строя необходимо озаботиться двумя основными проблемами. Прежде всего, катализатор бу следует удалить из выхлопной системы авто. Дело это лучше поручить нашей специализированной компании, так как мы занимаемся утилизацией отработанных катализаторов на промышленном уровне, извлекая ценные металлы на специализированном оборудовании.
Безусловно, многих владельцев авто интересует, сколько платины в катализаторе автомобиля. Следует сразу предупредить, что количество тех или иных драгметаллов в каждом монолите разниться, но все равно исчисляется долями грамма. Поэтому заниматься самостоятельной попыткой извлечения той же платины или палладия не следует, так как это не только противозаконно, но и экономически не выгодно.
Мы же в компании делаем это с применением дорогостоящих технологий. Оценив общее состояние катализатора, страну его происхождения, целостность монолита, а также учтя текущие биржевые расценки на ценные металлы, мы определяем конечную сумму денежного вознаграждения за сданный катализатор автомобильный. Драгметаллы, цена которых достаточно высокая, веский аргумент, чтобы сдать отработанную деталь в нам в компанию и получить существенную денежную выплату.
Также часто возникает проблема того, а нужно ли прошивать машину после удаления катализатора? На приборной доске авто постоянно появляется ошибка из-за якобы некорректной работы уже удаленного катализатора. Это происходит из-за того, что не получив необходимой информации ЭБУ авто полагает, что катализатор работает неправильно и выдает ошибку.
Именно поэтому на вопрос о том нужна ли прошивка после удаления катализатора ответ всегда утвердительный. Сделать это нужно в обязательном порядке, чтобы ЭБУ авто работал корректно. Суть прошивки заключается в перепрограммировании ЭБУ. Правки вносятся в алгоритм, который отвечает за определение корректности работы катализатора.
У вас есть вопросы?
Оставьте комментарий и мы обязательно ответим