Катализатор — это деталь, устанавливаемая производителем автомобиля в выхлопную систему, которая существенно снижает количество токсичных компонентов в отработанных двигателем газах. Присутствующие в неочищенном выхлопе такие ядовитые вещества как окись углерода, углеводороды и оксиды азота, при попадании в атмосферу образуют смог. Катализатор нейтрализует эти элементы и в результате химических реакций, происходящих внутри узла, на выходе получаются безвредный оксид углерода и азот.
Какие бывают катализаторы
Существует три вида автомобильных КН (каталитических нейтрализаторов). Внешне они идентичны, а отличаются только материалами, из которых сделан внутренний блок — наполнитель. Последний состоит из керамических либо металлических полых сот, на стенки которых нанесен тонкий слой сплавов платиновой группы. Сотовая конструкция в катализаторе нужна для того, чтобы увеличить площадь контакта газов с активной поверхностью ячеек.
Керамические модели содержат блок, сделанный из керамических сот. Такой материал слишком хрупкий, поэтому может повредиться от механического воздействия или от попадания жидкости на раскаленную поверхность детали. Разрушенные соты и керамическая пыль, в свою очередь, могут попадать в камеру сгорания и даже в цилиндры двигателя.
Металлические КН не боятся воды и механических воздействий, они более прочные. Каталитический блок в таких КН состоит из металлических спиралей. Эти узлы могут выйти из строя преждевременно, если использовать топливо низкого качества либо в результате длительной работы мотора на холостом ходу.
Спортивные каталитические конверторы — это металлические узлы с повышенной пропускной способностью. Такие модели надежнее керамических и металлических аналогов, но стоимость устройств достаточно высокая.
Устройство и принцип работы КН
Если говорить просто, то нейтрализатор — это некий фильтрующий элемент для автомобильных газов. Очищение выхлопов происходит при помощи химических реакций. Напыление из драгметаллов под действием высоких температур нейтрализует опасные вещества, находящиеся в отработанных двигателем газах, превращая их в безвредную для окружающей среды и человека форму.
Катализатор полностью не очищает выхлоп, он снижает количество углеводородов, окиси азота и окиси углерода. Именно эти компоненты при попадании в атмосферу и приводят к неблагоприятным последствиям. Вблизи больших магистралей и густонаселенных городов, где ежечасно проезжает огромное количество машин, возникает смог, уровень углеводородов в воздухе многократно превышает норму. Окись углерода и азота имеют выраженный запах, вдыхание такой смеси может негативно сказываться на здоровье.
Принцип работы каталитических преобразователей построен на химических реакциях, которые проходят на разогретых поверхностях активного блока. За счет высоких температур отработанные газы окисляются, а токсичные элементы сгорают и задерживаются на стенках ячеек. Реакция происходит только при температуре от +300°С, и чем она выше, тем быстрее проходит догорание.
Но температура не должна быть выше +900°С, в противном случае керамические соты узла будут постепенно плавиться и деформироваться, в результате этого потеряют пропускную способность и КН выйдет из строя. На повышение температур влияет низкокачественное горючее. В нем содержаться соединения и добавки, которые при сгорании увеличивают t горения.
Какие последствия несет неисправный КН
Производители авто устанавливают преобразователь с одной целью — сделать машину более экологичной. В исправном виде узел снижает количество опасных веществ в газах и из выхлопной трубы выводится только очищенные до допустимой концентрации выхлопы.
Ресурс нейтрализатора составляет примерно 100-150 тыс. пробега. Во время работы КН ячеистая структура, покрытая сплавом из драгметаллов, засоряется и прекращает нейтрализовать токсичные компоненты. Поэтому владельцы машин принимают решение убрать изношенную деталь. Многие водители, которые ранее сталкивались с подобной проблемой, знают, зачем удалять катализатор на автомобиле.
Ведь неисправный нейтрализатор — это настоящая проблема для собственника автомобиля. Транспорт не способен очистить выхлопы иными путями и в итоге газы перестают выводиться или поступают в атмосферу отчасти. Увеличивается давление между мотором и образовавшейся пробкой, датчики фиксируют это как поломку и снижают мощность авто.
Оплавленный или загрязненный узел в системе выхлопа приводит к тому, что автомобильные газы обратно попадают в камеру сгорания и эта смесь пагубно влияет на работу мотора. Поэтому каждый водитель должен знать, зачем убирают катализатор в автомобиле и когда это надо сделать.
Как понять, что КН нужно удалять
Каталитический конвертор не подлежит ремонту и он считается вышедшим из строя, когда ячеистая структура блока забита или если в процессе эксплуатации сгорело напыление из ценных металлов. В современных автомобилях бортовая система при неисправности преобразователя выдает ошибку.
В старых машинах можно определить неисправность по следующим признакам:
- отсутствие тяги на больших оборотах;
- двигательная установка долго не заводится;
- пропадают обороты (при повышенном потреблении горючего).
Эти признаки могут говорить о том, что устройство скоро выйдет и строя. Узел пока работает, но в ближайшее время его надо удалять. А зачем убирать катализатор на авто пока он вроде работает? Ответ лежит на поверхности. Двигатель начинает захлебываться отработанными газами, тяжело заводиться и глохнет после запуска, что может привести к серьезным поломкам уже всего автомобиля. Если признаки изношенного или неисправного КН налицо, то эксплуатация машины может чревато отразиться негативными последствиями. Лучше заранее решить проблему, понимая, зачем вырезают катализатор на автомобиле, пока она не повлекла за собой другие неисправности. К тому же за б/у преобразователь можно выручить хорошее денежное вознаграждение, если сдать его специализированной компании, которая занимается переработкой и утилизацией старых КН.
У вас есть вопросы?
Оставьте комментарий и мы обязательно ответим