Уровень насыщенности автомобильным транспортом современного общества на рубеже XX-XI веков вынудил существенно повысить требования к экологической безопасности двигателей внутреннего сгорания. Ради сохранения экологии крупнейшие автопроизводители приступили к разработке специальных систем, очищающих автомобильные выхлопы. Результатом таких разработок стали специальные фильтрующие устройства — каталитические конверторы (катализаторы).
Многие владельцы машин даже не знают, что такое катализатор и знакомятся с этим элементом выхлопной системы, только тогда, когда обнаруживают неисправность устройства. Каждый новенький автомобиль оснащен каталитический нейтрализатор (КН), который снижает количество токсичных компонентов в автомобильных выбросах.
Из чего состоит и как функционирует КН
Конструктивно нейтрализатор представляет собой вытянутый цилиндрической формы металлический корпус. Внутри расположен каталитически активный блок, который образован из керамических или металлических ячеек-сот. Ячеистая поверхность и стенки покрыты рабочим составом и сплава драгметаллов.
Сотовый наполнитель КН кратно увеличивает общую площадь поверхности, с которой соприкасаются опасные вещества и нейтрализуются. Компоненты автовыхлопов догорают и не отравляют атмосферу.
Каталитический конвертор образован из:
- корпуса с двумя патрубками (входной и выходной);
- каталитически активного блока;
- датчика, фиксирующего степень загрязнения выхлопа после очистки;
- защитного кожуха, выполняющего теплоизоляционную функцию и предохраняющего наполнитель от механических воздействий.
Нейтрализатор эффективно начинает работать только при достаточно высоких температурах. Поэтому КН устанавливают за выхлопной трубой либо во фланце выпускного коллектора. Отработанные горячие газы по входному патрубку направляются внутрь катализатора и полностью заполняют полые ячейки. Покрытие из металлов-катализаторов нейтрализует токсичные вещества, и очищенные газы выводятся в атмосферу через выходной патрубок.
Что делать с неисправным КН
Когда КН ломается или выходит из строя, то его невозможно починить. Владельцу автомобиля остается только обратиться в автосервис и удалить неисправный узел, чтобы установить новый катализатор. Отработанный нейтрализатор остается у водителя, но его нельзя выкидывать.
За время эксплуатации блок накапливает опасные компоненты, которые при попадании в землю будут наносить вред окружающей среде. Нейтрализатор бу нужно сдать в пункт приема катализаторов, чтобы устройство переработали и утилизировали. В этом случае водитель и компания, скупающая нейтрализаторы, извлекут выгоду. Владелец нерабочего узла получит денежное вознаграждение, а компания — материал для последующей переработки.
Внутри катализатора находятся дорогие и редкие металлы, которые необходимы для массового производства КН. Это драгметаллы платиновой группы, их стоимость в два раза выше золота. Поэтому старые узлы скупают и перерабатывают, чтобы получить ценное вторсырье.
У вас есть вопросы?
Оставьте комментарий и мы обязательно ответим