Когда все компоненты автомобиля функционируют согласно своему предназначению, то поведение как транспортного средства в целом, так и его силовой установки вполне предсказуемо. Однако на определенном этапе наблюдаются отклонения, заключающиеся, например, в падении динамических характеристик мотора, а также заметно подрастает расход топлива.
Каковы причины таких симптомов и на что следует обратить внимание при их обнаружении? Следует познакомиться чуть подробнее с данными обстоятельствами, чтобы знать, что предпринимать дальше.
Итак, если двигатель начинает глохнуть на холостых оборотах, а динамика набора заданной скорости все снижается, то следует обратить внимание на состояние каталитического нейтрализатора автомобильных выхлопов. Данная деталь устанавливается в каждый современный автомобиль.
Главное предназначение устройства — очистка автомобильных выхлопов от вредных компонентов. Делается это для улучшения экологической обстановки на Земле, ухудшающейся из-за отравления атмосферы отравляющими газами.
Устройство катализатора
Если кратко, то катализатор состоит из трех основных компонентов: стального защитного корпуса бочкообразного вида, внутреннего наполнителя изготавливаемого из керамики или металла, а также входного и выходного патрубка с вмонтированными в них датчиками — лямбда-зондами.
Основной процесс происходит в наполнителе. Рассмотрим более дешевый и популярный вариант керамического исполнения. Конструктивно наполнитель представлен в виде матрицы, содержащей большое количество (до 8000) сквозных туннелей. Сквозь них проходят выхлопные газы, поступающие через выпускной коллектор из камеры сгорания ДВС.
Для того чтобы газы стали расщепляться на безопасные компоненты (вода, азот и углекислый газ) необходимо, чтобы автовыхлопы соприкоснулись с активными металлами-платиноидами, ускоряющими данный процесс.
Данные металлы (как правило, это платина, палладий, родий или иридий) включаются в особый состав, который напыляется на внутреннюю поверхность сквозных каналов матрицы наполнителя.
Так вот, от состояния упомянутых каналов и зависит пропускная способность фильтра. А уже от того сколько каналов работоспособно, будет зависеть работа силовой установки в целом. Как только через катализатор станет проходить меньше выхлопных газов, то сразу же проявятся характерные признаки: падение динамики и рост расхода топлива.
Как же проверить, забит катализатор или нет
Для диагностики состояния катализатора просто внешнего осмотра бывает совершенно недостаточно. Тем более, что в некоторых моделях автомобилей фильтр может быть размещен так замысловато, что даже осмотреть его будет весьма затруднительно.
Поэтому самый верный способ оценки состояния катализатора — это демонтаж его из выхлопной системы. Но как было сказано выше, сложность вырезания катализатора может доставить ряд проблем. Это нужно иметь в виду перед вырезанием катализатора из выхлопной системы автомобиля.
Второй вариант не предполагает удаление каталитического нейтрализатора. Необходимо выкрутить из входного патрубка катализатора первый датчик лямбда. Вместо него вкрутить манометр, используя специальный переходник. Следующий шаг — фиксация параметров работы силового агрегата в различных режимах. Относительной нормой являются показания давления в 0,3 кгс/см2 (при 2,5 тыс. об/мин.). Сложности могут возникнуть при попытке выкрутить лямбда-зонд, так как крепление может оказаться чрезвычайно прочным.
Третий способ учитывает недостатки первых двух. То есть катализатор демонтировать не надо, лямбда-зонд выкручивать не придется. Но для тестирования работы катализатора необходим специальный прибор — мотор-тестер. Технология следующая: вместо свечи вставляется датчик давления. После чего снимаются показания осциллограммы при высоких оборотах двигателя. При фиксации показаний давления выше 200 кПа катализатор подлежит замене.
Что поставить вместо катализатора
Если в результате проверки выяснилось, что катализатор рассыпался или его ячейки оказались в большинстве своем закупоренными, то такой фильтр необходимо вырезать из выхлопной системы. Переработка автомобильных катализаторов осуществляется в специализированных компаниях, которые обладают соответствующим оборудованием и опытным персоналом. Работа ведется легально, что позволяет владельцу автомобиля рассчитывать на существенное денежное вознаграждение.
В отличие от скупщиков по дешевке, легальные компании проводят комплексную оценку забитых катализаторов, учитывая при этом:
- общее состояние матрицы наполнителя;
- металлический или керамический наполнитель;
- страна изготовления катализатора (в зарубежных фильтрах драгметаллов больше, нежели в отечественных агрегатах);
- текущие расценки на драгоценные металлы на бирже.
Однако встает резонный вопрос, а что поставить вместо удаленного катализатора и можно ли ездить на автомобиле без катализатора. По поводу езды ответ очевидный — да, ездить на таком транспортном средстве можно совершенно спокойно.
Но сразу поспешим успокоить тех, кто решил удалить забитый катализатор и не покупать новый. Оригинальный каталитический фильтр стоит не так дешево как хотелось бы. Поэтому не спешите тратить деньги, полученные за удаленный фильтр. Можно вместо «родной» конструкции поставить универсальный катализатор, но и он, хотя и дешевле оригинального, тоже стоит немало.
В таком случае можно поставить пламегаситель. Но для того, чтобы на приборной панель не горел постоянно сигнал датчиком CHECK ENGINE следует также перепрограммировать электронный блок управления (ЭБУ) и поставить эмулятор-контролер. Дело в том, что алгоритм ЭБУ «не знает», что катализатор удален. Поэтому не получив от лямбда-зондов информацию, касающуюся очистки выхлопных газов, система определяет ошибку, о чем и сигнализирует датчик.
Выход в данной ситуации и заключается в перепрограммировании прибора, то есть в определенной правке алгоритма. Как итог система перестанет выдавать ошибку.
При этом автомобиль без катализатора будет прекрасно функционировать, расход топлива уменьшится, а динамические характеристики, наоборот, повысятся.
У вас есть вопросы?
Оставьте комментарий и мы обязательно ответим