Каждый владелец автомобиля знает о поведении своего помощника все, поэтому когда динамика набора заданной скорости существенно замедляется, а расход топлива постепенно растет, то незамеченным это не может пройти.
Однако перед тем как паниковать, следует проверить работу довольно неприметного агрегата, который уже достаточно давно является обязательным для каждого современного автомобиля. Речь идет о каталитическом нейтрализаторе автомобильных выхлопов.
Почему необходимо обратить внимание именно на этот агрегат? Дело в том, что от состояния этого компоненты выхлопной системы автомобиля напрямую зависит функционирование силовой установки. Разберем взаимосвязь двигателя и катализатора чуть подробнее. Но сначала уясним себе, из чего же состоит катализатор.
Конструкция катализатора
Катализатор внешне напоминает стальной утолщенный бочонок — это внешний защитный корпус — кожух. В корпусе имеется входной и выходной патрубки, посредством которых кожух монтируется в выхлопную систему автомобиля. Кожух необходим для защиты внутреннего компонента детали — наполнителя, являющегося центральной частью агрегата.
Наполнитель (или иначе говоря, монолит) — это керамическая или металлическая матрица, состоящая из большого количества очень мелких сквозных туннелей — каналов. Сквозь эти туннели автовыхлопы свободно проходят по пути к глушителю и далее попадают в атмосферу.
Движению отработанных газов ничего не должно препятствовать, так как из камеры сгорания они должны быстро попасть в атмосферу и освободить место для следующей порции газов, которые образуются с очередным тактом работы двигателя внутреннего сгорания.
Место размещения катализатора — под днищем авто, сразу за выпускным коллектором. В данном месте выхлопные газы еще не успевают остыть. Они имеют температуру порядка 350-750°С. Именно такой температурный интервал является наиболее комфортным для эффективного функционирования каталитического фильтра.
Принцип работы катализатора
Как же работает катализатор? Функционирование агрегата основано на возможности ряда ценных металлов ускорять протекание химической реакции окисления. В случае с катализатором — это реакция окисления токсичных компонентов автовыхлопов, которые после разложения превращаются в воду, азот и углекислый газ.
Где же происходит реакция разложения? Данная реакция начинается при заполнении выхлопными газами упомянутых выше каналов наполнителя. Поверхность данных каналов покрыта специальным напылением, которое содержит металлы-платиноиды, обеспечивающим быстрое протекание процесса. Металлы-платиноиды — это платина, палладий, родий или иридий. Металлы являются драгоценными, что гарантирует весьма выгодную утилизацию агрегата после выхода его из строя.
Удаление катализатора плюсы и минусы
Средний срок службы катализатора рассчитан на 120-150 тыс. км автопробега. Но это срок может сократиться по ряду причин.
Среди основных причин выделяют две.
Прежде всего, катализатор может сразу прекратить свою работу, если разрушится его монолит. Учитывая, что наиболее популярные керамические катализаторы (так называют те агрегаты, у которых матрица наполнителя изготовлена из огнеупорной керамики), то удар по корпус катализатора камня или иного препятствия может спровоцировать раскол наполнителя на части. Явным симптомом расколовшегося наполнителя является грохот, который появляется во время набора скорости. Шум создают отколовшиеся части монолита, ударяющиеся о стенки стального кожуха.
Еще одной типичной причиной, нарушающей эффективную работу катализатора, является низкокачественное топливо. Если этим злоупотреблять, то несгоревшие в камере остатки углеводородов будут попадать в каналы катализатора и постепенно их засорять. На каком-то этапе часть канал закупорятся, чем будет нарушен главное условие функционирования связки двигатель-катализатор — свободный проход отработанных газов от камеры сгорания до попадания в атмосферу.
При закупоренных каналах газам некуда будет деваться, что сразу скажется на работе силовой установки — она станет чаще глохнуть, а также существенно вырастет расход топлива.
Если катализатор рассыпался или его каналы забились, то агрегат необходимо вырезать из выхлопной системы транспортного средства. Что же будет, если удалить катализатор и что дает удаление катализатора в автомобиле?
Среди плюсов удаления фильтра следует выделить:
- повышение динамических характеристик двигателя
- снижение расхода топлива.
А вот минусом является ограниченный въезд такого авто в ряд стран. Причина в экологических требованиях, предписывающих обязательное наличие катализатора.
Утилизация катализатора
Забитый катализатор следует не просто вырезать из выхлопной системы и утилизировать, а сделать это правильно и выгодно для себя. Почему это важно?
Дело в том, что на современном рынке присутствуют дельцы, пользующиеся неосведомленность начинающих или еще не опытных водителей. Часть из них может просто не знать про катализатор и его проблемы, поэтому поддаются на уговоры упомянутых «бизнесменов» продать им катализатор бу.
Однако делать этого не стоит, так как ничего кроме минимальной суммы (в лучшем случае) получить не удастся. А вот если обратиться в специализированную легальную компанию, то появится прекрасная возможность получить за отработанный катализатор достаточно существенное денежное вознаграждение.
Причиной этому является комплексная оценка забитого катализатора, которая включает ряд этапов, а именно:
- оценивается общее состояние катализатора (насколько сохранился монолит);
- определяется по каталогу и номеру, какое количество драгметаллов изначально было в каталитическом слое;
- также важна и страна изготовления, так как в отечественных агрегатах ценных металлов содержится меньше;
- ну и текущие биржевые котировки на ценные металлы также учитываются при формировании окончательного размера вознаграждения.
Ничего этого частники не предложат. Удаление катализатора, чип тюнинг и целый ряд прочих операций легальные компании гарантируют.
Полученные средства можно использовать по-разному:
- это может быть часть взноса на покупку оригинального катализатора, цена которого достаточно внушительная;
- можно купить более дешевый универсальный катализатор, который прослужить чуть меньше, но зато не будет никаких ограничений по перемещению;
- можно установить пламегаситель и эмулятор-контролер. Последнее необходимо для того, чтобы на приборной панели не сигнализировал датчик CHECK.
У вас есть вопросы?
Оставьте комментарий и мы обязательно ответим